Вегетативные расстройства: в чем отличия и как с этим жить?

Часто мы сталкиваемся с плохим самочувствием и пытаемся понять, в чем причина этого состояния. И когда уже проведено множество лабораторных и инструментальных тестов и ничего не найдено, мы задумываемся: «С чем это может быть связано? Ведь я действительно чувствую себя плохо». Если никаких поражений органов нет, самое время обратиться к неврологу. Синдром вегетативной дистонии, вегетативная недостаточность, вегетативные кризы – неврологические заболевания, которые мы затронем в этой статье.

Синдром вегетативной дистонии

Синдром вегетативной дистонии – это все формы нарушения вегетативной регуляции, чаще это вторичные проявления различных патологий.

Существуют 3 формы СВД:

  • психовегетативный – чувство сдавленности в груди, изменения в сердцебиении, боль в желудке, частые рвотные позывы, головная боль, головокружение, невралгии различной локализации, проблемы с мочеиспусканием, повышенная потливость, изменения менструального цикла, ощущение холода;
  • синдром периферической вегетативной недостаточности – (см. вегетативная недостаточность);
  • ангиотрофалгический – сосудистые (мраморность кожи, краснота, бледность, синюшность, чувство онемения, покалывания), трофические (шелушение и истончение кожи, пятна пигментации или депигментации, язвами, чаще в области кистей и стоп, ломкость ногтей) и болевые проявления (приступообразные длительные боли, имеющие стреляющий, ноющий, жгучий, покалывающий и тд. характер.

Вегетативная недостаточность

Вегетативная недостаточность – синдром, связанный с нарушением иннервации внутренних органов, сосудов и эндо- и экзокринных желез.

В большинстве случаев она представляет из себя прогрессирующую вегетативную недостаточность. В свою очередь ПНВ включает в себя первичные нарушения:

  • идиопатическая ортостатическая гипотензия;
  • некоторые наследственные и приобретенные заболевания нервной системы (мультисистемная атрофия, наследственная сенсорно-вегетативная полинейропатия)

Ко вторичным нарушениям можно отнести:

  • при нарушениях эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы);
  • при системных и аутоиммунных заболеваниях;
  • при метаболических нарушениях;
  • при паранеопластическом синдроме;
  • при инфекционных заболеваниях (ВИЧ, лепра, герпетические инфекции и тд).

Могут наблюдаться различные симптомы:

  • со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия в покое, ортостатические обмороки, артериальная гипертензия в положении лежа;
  • со стороны дыхательной системы: апноэ во сне, непроизвольные приступы удушья;
  • со стороны потоотделения: гипо- и ангидроз, повышенная потливость;
  • со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея, тошнота, рвота, анорексия;
  • со стороны мочевыделительной системы: нарушение мочеиспускания, эректильная дисфункция.

Диагностика данного заболевания проводится путем физикального осмотра, проверки неврологического статуса и медикаментозных проб.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАНИЯ ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано в 2021, Выпуск № 04(94) Апрель 2021, МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ | 1 коммент.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕОБЛАДАНИЯ ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья

Сибирякова Н.В.1, * Леденева А.К.2, Тюлегенова А.А.3

1, 2, 3 Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (galina_262[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена выявлению преобладания отделов вегетативной нервной системы среди школьников в возрасте 10-13 лет. Основным методом оценки соотношения симпатического и парасимпатического отделов послужила методика анализа вариабельности сердечного ритма. В качестве основного критерия оценки использовался спектральный анализ с выявлением преобладания высоко-, низко- и очень низкого частотного компонента. По результатам проведенного исследования сделан вывод о преобладании парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что соответствует успешной адаптации школьников к условиям образовательного учреждения.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, школьники, вегетативная нервная система, спектральный анализ ритма.

IDENTIFICATION OF PREVALENCE OF SEGMENTS OF AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM AMONG SCHOOLCHILDREN

Research article

Sibiryakova N.V.1, *, Ledeneva A.K.2, Tyulegenova A.A.3

1, 2, 3 Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia

* Corresponding author (galina_262[at]mail.ru)

Abstract

The article is devoted to the topic of identifying the predominance of the segments of autonomic nervous system among schoolchildren in the age from 10 to 13 years old. The main method for assessing the ratio of sympathetic and parasympathetic segments is the method of analyzing heart rate variability. Spectral analysis was used as the main evaluation criterion that can reveal the predominance of the high, low, and very low frequency components. Based on the results of the study, it was concluded that the parasympathetic segment of the autonomic nervous system predominates, which corresponds to the successful adaptation of students to the conditions of an educational institution.

Keywords: heart rate variability, schoolchildren, autonomic nervous system, spectral analysis of rhythm.

Актуальность

Жизнедеятельность человека и его адаптация к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды связаны с функциональной активностью соматических и вегетативных систем организма. [1]. Существенную роль в процессах адаптации организма играет вегетативная нервная система (далее – ВНС). ВНС включает в себя два основных отдела: симпатический – отвечает за катаболические процессы в организме и приобретает большее значение в стрессовых ситуациях; парасимпатический отвечает за восстановление резервов организма и анаболические процессы [2]. Отделы ВНС совместно с гормонами желез внутренней секреции регулируют деятельность практически всех органов, координируя их работу с целью обеспечения оптимальных условий существования организма в данный момент времени.

Баланс симпатических и парасимпатических влияний, присущий индивидууму, рассматривается как индивидуальная особенность и определяет в некоторой степени модель реагирования организма на условия внешней среды [3].

Анализ вариабельности сердечного ритма (далее – ВСР) является методом оценки соотношения активности между отделами вегетативной нервной системы. Так как система кровообращения одна из первых реагирует на влияние внешних факторов, напряжение деятельности регуляторных систем отражается на вариабельности ритма сердца. Выявление преобладания центрального или автономного контура регуляции наглядно демонстрирует состояние адаптационных механизмов. Выявление уровня адаптационных возможностей используется на современном этапе с целью донозологической диагностики.

Объектом нашего исследования явились дети школьного возраста, поскольку в этот период жизни на ребенка воздействует комплекс разнообразных факторов внешней среды, требующий значительных затрат резервов организма. Выявление преобладающего типа вегетативной нервной системы позволит проводить донозологическую диагностику функциональных и соматических нарушений.

Цель

Выявить преобладание отделов вегетативной нервной системы детей школьного возраста с использованием показателей вариабельности сердечного ритма.

Материалы и принципы исследования

Исследование проводилось при наличии информированного согласия родителей учащихся на медицинское обследование. Было обследовано 80 детей в возрасте 10-13 лет. Из них 15 человек – 1 группы здоровья, 47 – 2 группа здоровья и 18 – 3 группы. В работе был использован аппаратно-программный комплекс «Здоровье-Экспресс» с изучением параметров вариабельности ритма сердца и показателей активности регуляторных систем (далее – ПАРС). Исследование проводилось перед началом уроков в утренние часы, в положении лежа в медицинском пункте школы. При этом до начала исследования дети находились в горизонтальном положении в течение 4-5 минут. Длительность записи сердечного ритма составляла пять минут.

При обработке результатов учитывались такие показатели как:

Индекс централизации – степень централизации управления ритмом сердца (преобладание активности центрального контура регуляции над автономным).

HF% – мощность спектра высокочастотного компонента вариабельности в % от суммарной мощности колебаний. Отражает активность парасимпатического центра продолговатого мозга. Преобладание показателей высокочастотного компонента наблюдается у здоровых людей и спортсменов, в состоянии покоя и успешной адаптации. Снижение – при чрезмерной физической нагрузке, стрессе, некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы (далее – ССС).

LF/HF (коэффициент вагосимпатического баланса) – отношение мощности волн низкой частоты (LF) к мощности волн высокой частоты (HF). Повышение – при активизации симпатического отдела вегетативной нервной системы, снижение – парасимпатической.

LF% (относительное значение мощности волн низкой частоты, %) отражает активность кардиостимулирующего и вазоконстрикторного центров продолговатого мозга.

VLF% (относительное значение мощности волн очень низкой частоты, %) – уровень активности симпатического звена вегетативной регуляции (преимущественно надсегментарных отделов), демонстрирует активность гуморально-метаболических и эрготропных механизмов регуляции сердечного ритма. Коррелирует с тревогой, физической нагрузкой, стрессом.

SI – стресс индекс (индекс напряжения регуляторных систем) характеризует степень напряжения регуляторных систем.

Методом оценки адаптационных реакций является вычисление ПАРС. Для оценки степени напряжения регуляторных систем использовалась 10-балльная шкала. Диагностировались четыре функциональных состояния: физиологическая норма (1-3 балла), умеренное напряжение регуляторных механизмов (4-5 балла), выраженное напряжение регуляторных механизмов (6-7 баллов), срыв адаптации (8-10).

Основные результаты

У всех испытуемых, находящихся в условиях относительного функционального покоя показатели анализа вариабельности сердечного ритма соответствовали возрастной норме. Результаты проведенного исследования отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты анализа вариабельности сердечного ритма школьников

Исследуемые показателиСредние значения среди школьников, M±mСредние значения показателей
Индекс централизации2,2±0,280,67–2,26
HF, %42,9±6,135,79±14,74%.
LF, %39,2±6,0533,68±9,04%
VLF, %17,8±4,728,65±11,24
LF/HF1,2±0,130,7-1,5
SI, %69,3±4,741 – 357

Анализ полученных значений позволяет сделать вывод о преобладании парасимпатического отдела ВНС среди школьников. Об этом свидетельствуют следующие результаты:

  • Преобладание высокочастотного компонента (HF) у 60% обследуемых (48 человек);
  • По индексу LF/HF – у 52,5% (42 человека) обучающихся преобладание парасимпатического отдела нервной системы;
  • SI – 53,8% (43 человека) учащихся находятся в гармоничном соотношении между центральными механизмами регуляции и автономными.
  • ИЦ – по данным у 67,5% (54 человека) обследуемых индекс централизации ниже нормы. Это свидетельствует о преобладании автономного контура регуляции.

Достоверных различий в спектральных показателях среди детей, относящихся к разным группа здоровья выявлено не было (p = 0,3, по критерию Вилкоксона).

Преобладание автономного контура регуляции сердечного ритма свидетельствует об оптимальных условиях для функционирования организма. Влияние центрального контура регуляции на ритм сердца не выражено и основную функцию контроля сердечной деятельности выполняет автономный контур – парасимпатический отдел периферической вегетативной нервной системы.

Оценка ПАРС подтверждает успешную адаптацию детей к школьным условиям. У большинства обучающихся 52,5% (44 человека) отмечается состояние умеренного напряжения регуляторных систем и у 31,2% (25 человек) – состояние физиологической нормы. У 11,3 (9 человек) отмечена активная мобилизация защитных механизмов – выраженное напряжение регуляторных механизмов и лишь у 2,5% (2 человека) – срыв адаптационных механизмов.

Выводы

Среди учащихся в возрасте 10-13 лет выявлено преобладание активности парасимпатической нервной системы.

Парасимпатический отдел ВНС представляет собой систему, ответственную за текущую регуляцию физиологических процессов. Он предназначен для того, чтобы восстанавливать и сохранять гомеостаз, а также непрерывно корригировать сдвиги, вызванные влиянием симпатического отдела. Кроме того, исследование ПАРС демонстрирует успешную адаптацию большинства детей к условиям обучения.

Конфликт интересов
Не указан
Conflict of Interest
None declared

Список литературы / References

  1. Мансур Т.И. Состояние вегетативной нервной системы у студентов в период адаптации в вузе / Т.И. Мансур, В.С. Гирич, Н. Мансур, // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2021. 3. c. 41-45.
  2. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. — 259 с.
  3. Догадкина С.Б. Особенности вегетативной нервной регуляции сердечного ритма у школьников 11-13 лет / С.Б. Догадкина // Новые исследования. 2 (43). c. 21-26.
  4. Яманова Г.А. Гигиеническая оценка эффективности физического воспитания школьников / Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко, А.А. Антонова // В сборнике: Неделя науки – 2021. Материалы Всероссийского молодежного форума с международным участием. – Ставрополь, 2021. – c. 460-463.
  5. Яманова Г.А. Физическое развитие кадетов казачьих корпусов / Г.А. Яманова, В.Г. Сердюков, Л.А. Милюченкова // В сборнике: Материалы XXIII съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова с международным участием. – Воронеж, 2021. – c. 2287-2288.
  6. Антонова А.А. Динамика антропометрических показателей у школьников 11 лет / А.А. Антонова, В.Г. Сердюков, Г.А. Яманова // Морфология. 153. 3. С. 22.
  7. Безруких М. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения. / М. М. Безруких // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №9. с.11-16.
  8. Сердюков В.Г. Социально-гигиенические особенности условий жизни, как факторы риска для здоровья детей / В.Г. Сердюков, А.А. Антонова, Г.А. Яманова и др. // В сборнике: Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции ученых и специалистов Роспотребнадзора. – 2021. – с. 71-76.
  9. Елизарова И.С. Динамика состояния здоровья детей и подростков Астрахани / И.С. Елизарова, А.А. Антонова, Т.В. Сердюкова и др. // Аллергология и иммунология. – 2012. Т. 13. – №1. – с. 101.
  10. Айзман Р. И. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе / Р. И. Айзман, Э. М. Казин, А. И. Федоров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – №1 (17). – с. 9-17.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Mansur T.I. Sostoyanie vegetativnoy nervnoy sistemy u studentov v period adaptatsii v vuze / T.I. Mansur, V.S. Girich, N. Mansur and others // Vestnik RUDN. Seriya: Meditsina. 2021. 3. p. 41-45. .
  2. Shlyk N.I. Serdechnyy ritm i tip regulyatsii u detey, podrostkov i sportsmenov. / Shlyk N.I. // Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskiy universitet» – 2009. – 259 p. .
  3. Dogadkina S.B. Osobennosti vegetativnoy nervnoy regulyatsii serdechnogo ritma u shkol’nikov 11-13 let / S.B. Dogadkina // Novye issledovaniya. 2015. 2 (43). p. 21-26. .
  4. Yamanova G.A. Gigienicheskaya otsenka effektivnosti fizicheskogo vospitaniya shkol’nikov / G.A. Yamanova, D.V. Davydenko, A.A. Antonova // V sbornike: Nedelya nauki – 2021. Materialy Vserossiyskogo molodezhnogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem . – Stavropol, 2021. p. 460-463. .
  5. Yamanova G.A. Fizicheskoe razvitie kadetov kazach’ikh korpusov / G.A. Yamanova, V.G. Serdyukov, L.A. Milyuchenkova // V sbornike: Materialy XXIII s”ezda Fiziologicheskogo obshchestva im. I. P. Pavlova s mezhdunarodnym uchastiem . Voronezh, 2021. p. 2287-2288. [in Russian].
  6. Yamanova G.A. Vliyanie fizicheskoy nagruzki na sostoyanie oporno-dvigatel’nogo apparata kadetov. // G.A. Yamanova, V.G. Serdyukov, A.A. Antonova and others // V sbornike: Strukturnye preobrazovaniya organov i tkaney v norme i pri vozdeystvii antropogennykh faktorov. . Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu so dnya rozhdeniya professora Asfandiyarova Rastyama Izmaylovicha. Pod redaktsiey L.A. Udochkinoy, B.T. Kurtusunova . Astrakhan, 2021. p. 183-184. .
  7. Serdyukov V.G. Sotsial’no-gigienicheskie osobennosti usloviy zhizni, kak faktory riska dlya zdorov’ya detey [Socio-hygienic characteristics of the conditions of life as risk factors for children’s health] / V.G. Serdyukov, A.A. Antonova, G.A. Yamanova and others // V sbornike: Aktual’nye voprosy obespecheniya sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya Sbornik materialov mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii uchenykh i spetsialistov Rospotrebnadzora . – Astrakhan, 2021 – p. 71-76. [in Russian].
  8. Chernenkov Yu. V. Monitoring sostoyaniya zdorov’ya shkol’nikov, obuchayushchikhsya v profil’nykh klassakh. Chernenkov [Monitoring of the state of health of the school children trained in profile classes] / Yu. V. Chernenkov A. Yu. Serdyukov, Saratovskiy A. Yu. Nauchno-meditsinskiy zhurnal . – 2010. – №6 (1). – p. 130-133. .
  9. Elizarova I.S. Dinamika sostoyaniya zdorov’ya detey i podrostkov Astrakhani / I. S. Elizarova, A. A. Antonova, T. V. Serdyukova and others // Allergologiya i immunologiya . – 2012. Vol. 13. – №. 1. – p. 101. .
  10. Ayzman R. I. Problems and tasks of health-saving activity in the education system at the present stage. / R. I. Ayzman, E. M. Kazin, A. I. Fedorov and others // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta . – 2014. – 1 (17). – p. 9-17. .

Вегетативный криз

Вегетативный криз (паническая атака) – ряд клинических проявлений, характерных для эмоциональных расстройств и расстройств вегетативной нервной системы, в зависимости от преобладания симпатической и/или парасимпатической иннервации. Обязательное присутствие тревоги, ощущение страха (вплоть до страха за свою жизнь), хотя видимой угрозы не существует, страх сойти с ума, нанесение увечья близким или себе.

Вегетативные кризы разделяют на:

  • гипервентиляционный криз – учащенное дыхание, чувство нехватки воздуха, затруднение вдоха. Страх потери сознания или смерти. Также отмечается напряжение мышц предплечья и кисти, голеней и стоп. Важно отметить, что приступ может окончиться обмороком
    ;
  • ваготонический криз – уряженное сердцебиение, затруднения дыхания, потливость, артериальная гипотония, покраснение кожи лица, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, также может заканчиваться обмороком. Криз может провоцироваться нахождением в душном помещении, при голодании, интенсивными нагрузками, волнением;
  • смешанные кризы объединяют в себе вышеперечисленные симптомы, которые могут проявляться по очереди.

Важно проведение дифференциальной диагностики с соматическими заболеваниями: гипо-, гипертиреоз, сахарный диабет, феохромоцитома, нарушение сердечного ритма и проводимости, гастрит, язвенная болезнь, эпилепсия, нейроэндокринные опухоли.

Соматические симптомы дисфункции

Главными органами-мишенями соматоформной дисфункции становятся сердце, легкие, пищеварительный тракт.

Частыми жалобами являются сердечные боли, лишенные четкой локализации. Кардиалгиям приписывают различный характер: колющий, режущий, ноющий, сжимающий, давящий, «пекучий». Интенсивность вариабельна: от неприятной до мучительной, лишающей сна. Боль способна сохраняться несколько минут или часов, захватывает область лопатки, руку, правую часть грудной клетки.

Причиной возникновения болевых ощущений становится переутомление, волнение, погодные изменения. Таковые проявляются после физической нагрузки. Данное обстоятельство важно учитывать при дифференцировании СД ВНС со стенокардией, характеризующейся появлением болевого синдрома во время физической активности.

Кардиалгиям сопутствует тревога, беспокойство, слабость, вялость. Появляется ощущение нехватки воздуха, внутренняя дрожь, тахикардия, усиленное потоотделение.

Возможно ощущение изменения ритма. Тахикардия обычно ограничивается пределами 90-140 ударов за минуту, но отличается ситуативностью. Провоцируется она изменением положения тела, приемом крепкого чая, кофе, спиртными напитками или курением. Быстро проходит. Нередко возникает чувство замирания, перебоев работы сердца.

Давление при соматоформной дисфункции повышается до разумных пределов, многократно изменяется днем, ночью и утром стабилизируется.

Показательным симптомом дыхательной системы становится одышка, обусловленная состоянием эмоционального напряжения. Появляется давящие ощущения в груди. Сложно сделать вдох. Больной испытывает нехватку воздуха. Переживая это, человек, страдающий соматоформной дисфункцией, постоянно проветривает помещения, ощущает дискомфорт, находясь в закрытых пространствах.

Больных сопровождает частое, поверхностное дыхание, прерываемое периодическими глубокими вздохами. Случаются приступы невротического кашля.

Изменения пищеварительной системы характеризуются:

  • эпигастральными болями, возникающими независимо от приема пищи;
  • затрудненным глотанием;
  • нарушением стула. Пациента мучают запоры или диарея;
  • плохим аппетитом;
  • отрыжкой, изжогой, рвотой;
  • неправильным слюноотделением.

Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы может сопровождаться икотой, носящей навязчивый и довольно громкий характер.

СД ВНС провоцирует расстройства мочеиспускания. Учащаются позывы, появляется необходимость опорожнить мочевой пузырь при отсутствии туалета. Характерны сложности мочеиспускания в общественных туалетах.


Прочие признаки расстройства проявляются субфебрильной температурой, суставными болями, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности. Часто больных мучает бессонница, они становятся раздражительными, возбудимыми.

Следует отметить, что симптомы соматоформной дистонии провоцируются стрессами, нервным перенапряжением и не вызываются обстоятельствами, обуславливающие проявления реально существующего заболевания.

Соматоформная дисфункция ВНС обладает следующими особенностями:

  • множественность симптомов;
  • нестандартный характер проявляемых признаков;
  • яркая эмоциональная реакция;
  • несоответствие результатам объективной диагностики;
  • слишком интенсивная выраженность симптомов или, наоборот, недостаток яркости симптомов;
  • отсутствие реакции на стандартные провоцирующие факторы;
  • бесполезность соматотропной терапии.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]