Умственная отсталость (олигофрения) — симптомы и лечение


Олигофрения (в последнее время в медицине это название практически не употребляется, вместо него для описания расстройства используют термин «умственная отсталость») — патология психического развития, сопровождающаяся выраженным интеллектуальным и когнитивным дефицитом. Болезнь манифестирует в раннем возрасте, в подавляющем большинстве случаев ее этиология связана с пороками внутриутробного развития. К сожалению, полностью избавиться от подобного недуга нельзя, однако при своевременном обращении к врачу и ранней коррекции вполне возможна социальная адаптация, что позволит больному самостоятельно себя обслуживать, заниматься несложной трудовой деятельностью.

Доктора клиники «Лето» для лечения олигофрении применяют разнообразные способы психотерапевтической поведенческой коррекции, поддерживающую медикаментозную терапию и реабилитацию.

Причины возникновения умственной отсталости

Олигофрению считают полиэтиологическим заболеванием. Действительно, далеко не последнюю роль в его развитии играют социальные факторы. По данным исследований, IQ детей, выросших в неблагополучных семьях, в среднем на 20 пунктов ниже, чем у детей, родители которых уделяли должное внимание их воспитанию и всестороннему интеллектуальному развитию. При этом в дальнейшем, если перевести «проблемного» ребенка в коррекционную школу, или же при его усыновлении, отмечают стремительное улучшение когнитивных функций.

Однако основной причиной расстройства являются врожденные дефекты развития центральной нервной системы. Это:

  • Генетические мутации, на фоне которых возникают хромосомные патологии (синдром Дауна, Тернера и др.) и нарушения метаболизма аминокислот, мочевины, липидов, пуринов, полисахаридов. Олигофрения развивается и при таких наследственно обусловленных болезнях как туберозный склероз, нейрофиброматоз, врожденных патологиях черепа (гидроцефалия, микроцефалия).
  • Антенатальные пороки развития (неблагоприятные факторы, действующие в период беременности). Это перенесенные матерью инфекции (в этом плане очень опасны краснуха, сифилис, токсоплазмоз), интоксикации тяжелыми металлами, лекарствами, алкоголем, наркотическими веществами), физические повреждения из-за травмы, облучения, дисфункций и гипоксия плаценты, эндокринные расстройства у женщины (в частности, патологии щитовидной железы).

Не последнюю роль играют и такие факторы:

  • перинатальные повреждения ЦНС: асфиксия при родах, преждевременные роды, энцефалопатия, вызванная критическим повышением уровня билирубина, кровоизлияние в мозг и т.д.;
  • черепно-мозговые травмы (часто — в результате падения);
  • отравление;
  • протекающие с осложнениями нейроинфекции (энцефалит, менингит);
  • острое истощение, авитаминоз, недоедание и др.

Лечение

Не существует таблеток, которые помогут полностью излечить ребёнка-олигофрена. Но есть средства, которые поспособствуют улучшению ситуации. Основная медикаментозная терапия направлена на причину олигофрении.

Если заболевание возникло из-за инфекции, применяют антибактериальные препараты и детоксикационные методы (например, капельницы). При гидроцефалии проводят хирургическое вмешательство.

Врач выписывает соответствующие лекарства от токсоплазмоза, врождённого сифилиса. При нарушении эндокринной системы – гормональные медикаменты. При энзимопатии – ферменты и диету.

Почти все пациенты дополнительно получают ноотропы – препараты, которые помогают улучшать память (это как?), внимание, активность мышления.

Вторая часть терапии, которая ведётся параллельно медикаментозной – постоянное занятие с ребёнком, вне зависимости от степени развития заболевания и причины.

Сюда входит:

  1. тренировка всех когнитивных функций;
  2. обучение самообслуживания;
  3. адаптация к социуму (это как?);
  4. изучение общеобразовательной информации по мере возможностей.

С детьми могут заниматься как родители и родственники, так и специалисты в специальных учреждениях.

Дополнительные сеансы психотерапевта будут только полезны. Также можно вступить в группы мам и пап, которые делятся своим опытом и поддерживают друг друга.

Мама одного из таких детей вовремя заметила певческий талант дочери и после занятий с преподавателями вокала она теперь дает концерты (редко и с небольшим число слушателей).

Согласитесь, что это прекрасно!!!

Симптомы и стадии олигофрении

Основными признаками умственной отсталости являются:


  • сложности с усвоением новой информации;
  • трудности с коммуникацией, социальным взаимодействием;
  • ухудшение памяти, особенно краткосрочной;
  • нарушением зрительно-пространственного восприятия, из-за чего больному сложно самостоятельно одеться, выполнять простейшие гигиенические процедуры;
  • гиперактивность, в подростковом возрасте возможны приступы гневливости и раздражительности.

Также характерны и соматические нарушения. У многих детей с олигофренией дополнительно выявляют проблемы со слухом и зрением, двигательные расстройства (непроизвольные, несогласованные движения, спазмы), часто диагностируют эпилепсию, причем приступы могут начинаться уже в младенчестве.

В некоторых случаях (особенно, если олигофрения обусловлена генетическими дефектами) отмечают характерные внешние признаки, в частности:

  • светлые волосы, голубые глаза, витилиго из-за нарушений пигментации;
  • гипертрофию суставов;
  • выступающий вперед живот;
  • «Х-образные» нижние конечности;
  • отечность;
  • раскосые глаза, сплюснутая переносица;
  • выделяющиеся скулы, прижатые к черепу уши и др.

Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.

Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Классификация


На основании результатов тестов по оценке интеллекта по методике Векслера, более известных как определение IQ (в норме этот показатель должен быть выше 80, IQ в пределах 70–80 считают пограничной формой задержки развития) выделяют 3 стадии олигофрении:

  • легкая (дебильность), IQ 50–70;
  • умеренная (стадия имбецильности), IQ 35–49;
  • тяжелая и глубокая (выраженная имбецильность и идиотия), IQ меньше 34.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Легкая умственная отсталость

Это наиболее распространенный тип олигофрении. Внешне пациенты, страдающие от подобного расстройства, ничем не отличаются от здорового человека, дефекты моторики и речи выражены незначительно. Как правило, в дошкольном возрасте ребенок практически не отстает в развитии от сверстников, патология проявляется в школе при необходимости освоения и запоминания больших объемов информации, «включения» логического мышления. Человек с таким диагнозом вполне способен жить самостоятельно, работать. Но ему может потребоваться помощь с решением сложных жизненных проблем (трудоустройство, приобретение или аренда жилья), поддержка также необходима в стрессовых ситуациях.

Симптоматика, клиническая картина

Клиническая картина зависит от глубины дефекта. Общие для всех видов нарушения также присутствуют. В общем смысле, их можно охарактеризовать как интеллектуальные, волевые, мнестические и поведенческие отклонения. На примере достаточно зрелого пациента, в подростковые или взрослые годы можно назвать такие симптомы олигофрении:

  • Проблемы с абстрактным мышлением

Пациент не может делать логические выводы, устанавливать связи между понятиями, явлениями, не способен проводить аналогии, понимать метафоры, мышление конкретное, уплощенное, скудное в плане широты. Внешние признаки — это скудность интересов, неспособность к обобщениям, выстраиванию причинно-следственных связей. Нарушение хорошо видно при проведении специальных тестов.

  • Ступор

Возможно резкое прекращение мыслительной активности, пусть и недостаточной для решения конкретной задачи или ответа на вопрос. Через несколько секунд все возвращается в норму. Но вернуться к последней мыслительной операции страдающий уже не может, что типично для умственной отсталости.

  • Нарушения памяти

Как правило, страдающие хорошо запоминают простые однозначные факты: цифры, имена. Но не способны усвоить большой или даже незначительный объем информации по контексту, чтобы потом пересказать суть пусть и своими словами, но без искажения смысла. На фоне дебильности такая проблема замечается в меньшей степени.

  • Проблемы с переключением внимания, его концентрацией

Возникают отклонения адекватной концентрации, сосредоточения на конкретной задаче. Это приводит к низкой продуктивности и без того слабого мышления. У пациентов с невыраженными формами олигофрении симптом заметен не так сильно.

  • Скудность речи

Малый словарный запас, скудный лексический строй, невозможность нешаблонного построения высказываний. Склонность к повторению одного и того же, зацикленность на мыслях, застревание. Все эти типичные черты нарушения.

  • Бедность эмоций

Пациент не способен адекватно выразить свои эмоции, потому как спектр переживаний в один и тот же момент не столь широк, как у здоровых. В запущенных случаях аффект еще беднее. Ограничивается парой стереотипных реакций на внешние раздражители.

  • Отсутствие целеполагания, недостаточность волевой сферы

Волевые усилия возможны спонтанно, после всплеска эмоции. Рациональная составляющая мышления ослаблена или полностью отсутствует. Инициатива невозможна, потому больные инертны. Легко попадают под чужое влияния. Имеют сниженную критику к услышанному, увиденному, легко поддаются на провокации, пропагандистские лозунги. При сохранной дееспособности становятся жертвами мошенников.

  • Склонность к социальной изоляции

По причине особенностей психики, быстро нарастает аутизация, уход в себя, общее отсутствие интересов и воли к жизни. Не всегда человека можно «вытащить» из этого инертного, безвольного и апатичного состояния. На фоне легких степеней расстройства проблема более актуальна, потому как в силу сохранности интеллекта по большей части, страдающий вполне осознает собственные проблемы, неполноценность ума. Возникают мысли о собственной ущербности, бесполезности. Это может толкнуть больного на суицид. Подобных случаев в практике психиатров известно немало. При более глубоком дефекте экзистенциальные вопросы и рефлексия не характерны.

  • Неуместные эмоциональные реакции

В результате отсутствия эмпатии, понимания эмоций других и практически полного отсутствия навыков коммуникации.

  • Общие проблемы с обучаемостью

Пациентов трудно научить читать, писать, выполнять базовые арифметические действия. В самых легких случаях процесс обучения более долгий, чем у здоровых людей. В запущенных — научить чему-либо невозможно в принципе.

Названные проявления встречаются при всех формах, так или иначе.

Первичным дефектом при олигофрении является интеллектуальный дефицит, прочие явления наслаиваются на основное отклонение. Стадии определяют глубину нарушения. Так, если при дебильности речь скудная, но правильная и понятная, то при идиотии способность говорить отсутствует вообще. В лучшем случае мычание, нечленораздельные звуки.

У детей выставить диагноз намного труднее. Потому как нет объективных признаков, которые указали бы на проблему. Подозрения у врачей могут возникнуть примерно к 3-4 месяцам жизни ребенка. Он не склонен к эмоциональным контактам, не реагирует на обращенную речь, мало улыбается, раздражителен. Плохо узнает предметы, вроде ложки. Не хочет играть. Все это является выражением эмоциональной и интеллектуальной недостаточности в первые же месяцы жизни. Дефект сохраняется, постепенно может усугубляться, приводя к состоянию беспомощности. Но не во всех случаях, зависит от конкретной ситуации.

Умеренная олигофрения


Когнитивный дефицит выражен гораздо ярче, на отставание в развитии внимание обращают уже в раннем детстве. Однако при соответствующей коррекционной работе ребенка вполне можно научить говорить, выполнять элементарные обязанности, обслуживать себя. Но такие пациенты требуют постоянного контроля, поэтому живут или с родителями (другими родственниками), или в специализированных интернатах. Повзрослев, они могут выполнять несложную, однообразную работу.

Диагностика олигофрении


Диагноз олигофрении ставят в соответствии с общепринятыми международными критериями. Если результаты анкетирования по Векслеру не показательны, применяют другие тесты, адаптированные с учетом возрастных особенностей. Кроме того, принимают во внимание и семейный анамнез, при необходимости назначают анализы для выявления генетических мутаций и обменных нарушений. Дифференциальная диагностика может быть затруднена, так как почти у 70% пациентов с умеренной и тяжелой олигофренией присутствуют и другие психические расстройства.

Для выявления и определения степени тяжести возможных органических поражений головного мозга рекомендуют сделать МРТ, ангиографию сосудов мозга, рентгенографию.

Стоимость услуг

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.)6 000 руб.
Повторная консультация5 000 руб.
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.)5 000 руб.
Консультация психолога3 500 руб.
Консультация Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия (сеанс)7 000 руб.
Психотерапия (5 сеансов)30 000 руб.
Психотерапия (10 сеансов)60 000 руб.
Групповая психотерапия (3-7 человек)3 500 руб.
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
Палата 4-х местное размещение10 000 руб./сутки
Палата 3-х местное размещение13 000 руб./сутки
Палата 1 местное размещение VIP23 000 руб./сутки
Индивидуальный пост5 000 руб.
ПИТ15 000 руб./сутки

В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!

Как лечить олигофрению

В настоящее время благодаря достижениям в области психиатрии умственную отсталость обычно удается распознать в относительно раннем возрасте. Благодаря регулярным осмотрам у педиатра и невролога, можно выявить характерные признаки заболевания и определить степень отставания в психическом и умственном развитии.


От медикаментозного лечения выраженного эффекта стоит ожидать только тогда, когда олигофрения вызвана обменными и/или эндокринными нарушениями. В остальных случаях терапия позволяет лишь облегчить симптомы недуга. Для купирования психомоторного возбуждения, гиперактивности, тревожно-депрессивного аффекта применяют нейролептики и транквилизаторы. Для улучшения кровоснабжения головного мозга показаны ноотропы.

Но основную роль в лечении олигофрении отводят реабилитации и психологической коррекции, направленной на адаптацию ребенка в социуме, улучшение речевых навыков, развитие моторики, координации, внимания. Дополнительно рекомендована ЛФК для укрепления общего состояния здоровья.

Получить более подробную информацию о лечении олигофрении в медицинском можно по круглосуточному анонимному телефону 8(969)060-93-93.

Поддержка людей с УО

Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни.

Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]