Статья:
Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.
Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.
Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.
Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.
КЛАССИФИКАЦИЯ УО
Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:
- легкая (дебилизм) – IQ 69–50. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе;
- умеренная (не резко выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Такие больные обладают элементарными навыками общения, способны понимать жесты, отвечать на них, но их тяжело их понять, когда они волнуются;
- тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ 34–20;
- глубокая (идиотия) – IQ менее 20. Ей свойственны практически неразвитая речь, отсутствие инстинктов и примитивных реакций. Среди дополнительных проявлений можно заметить такие – низкий показатель или полное отсутствие координации движений, апатия, неоправданная злобность, гнев и т.п.
Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):
- легкая – 69–65;
- умеренная –64–60;
- тяжёлая – 59–50.
Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.
Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.
Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ
Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:
- наследственные заболевания (хромосомные и генные);
- внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
- употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
- недоношенность плода;
- проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
- отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
- невыясненная этиология.
ПРИЗНАКИ УО ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ
Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.
Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.
У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.
Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:
- Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.
- Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.
- Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.
- Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.
- Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.
- Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.
Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.
Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.
Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.
Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.
Признаки дебильности
Заболевание сопровождается обширной симптоматикой. Наиболее выраженными симптомами дебильности будет неспособность больного вырабатывать сложные понятия, мыслить абстрактно и делать обобщающие умозаключения. У детей, больных дебильностью, наблюдается наглядно-образный тип мышления. А именно, они не способны воспринимать события целиком. Даже если они правильно воспринимают изображения, с трудом могут отыскать связи между ними, а также не могут сравнить их между собою.
Помимо умственного отставания у таких детей также нередко наблюдается недоразвитие речи. В частности, у них бывает замедленность речи, косность, обедненность лексики. Даже если дети способны хорошо ориентироваться в обыденных повседневных ситуациях, у них все равно наблюдается ограниченность к абстрактному мышлению и обобщению. Больные могут иметь как очень доброжелательный и спокойный характер, так и злой, мстительный.
Детям больным дебильностью крайне сложно дается обучение в школе, так как они слишком тяжело воспринимают правила правописания, практически не могут пересказать прочитанный только что текст, не могут разобраться самостоятельно с заданиями. Сложнее всего этим детям дается математика. Однако стоит помнить и то, что среди детей с разными формами дебильности встречается немало частично одаренных личностей. Это могут быть дети с абсолютным слухом, художественными талантами, отличной памятью, умением считать в уме.
Дебильность также негативно сказывается на формировании личности. У больных наблюдается слабое развитие волевых, нравственных и эстетических качеств, а также ограниченные потребности в познании. В связи с этим дети не способны формировать собственные суждения, поэтому они зачастую подражают другим и перенимают чужие взгляды. Это довольно опасное последствие дебильности, так как из-за слабости воли, невозможности формировать собственное мнение и отстаивать его, больные могут стать послушным орудием для других людей. Не понимая последствия своих действия и исполняя чужие приказы, они могут совершать опасные преступления.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО СЛАБОУМИЯ
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
- добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
- озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
ДИАГНОСТИКА
Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.
Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.
Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).
Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.
Лечение при дебильности
Пациенты, у которых была диагностирована дебильность, должны стоять на учете у психоневролога. Если причиной заболевания стали осложнения эндокринных заболеваний, наблюдаться больной должен также у эндокринолога.
Лечение начинается с определения причины заболевания, поскольку именно от нее зависит тактика врача. Например, детям с токсоплазмозом или врожденным сифилисом назначают этиотропные препараты. Больным с ферментопатией приписывают специальную диету. В случае эндокринопатии назначается терапия гормональными препаратами.
Для устранения проявлений заболевания пациенту назначается симптоматическая терапия, включающая следующие препараты:
- психотропные;
- дегидратационные;
- противосудорожные;
- общеукрепляющие;
- нейропротекторы;
- метаболиты;
- ноотропы.
В случае астении и чрезмерной утомляемости больному назначают амфетамин, который стимулирует психическую сферу. Детям, у которых наблюдается чрезмерная эмоциональная возбудимость, врач приписывает элениум, аминазин, галоперидол.
Помимо симптоматической терапии, пациенты также нуждаются в корригирующем лечении, включающем логопедическое, педагогическое, психологическое направления. Ребенок нуждается в этом лечении, поскольку оно позволяет ему лучше учиться, обретать знания и навыки, необходимые для решения бытовых ситуаций, развивать самостоятельность. Логопедическая терапия подразумевает коррекцию заикания и исправление системного недоразвития речи.
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ
С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.
К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.
Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.
Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.
Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.
В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.
Причины дебильности
Дебильность может возникнуть из-за воздействия следующих этиологических факторов:
- Генетические болезни, для которых характерны проявления умственной отсталости. К ним можно отнести синдром Ангельмана, синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли. Эти заболевания обусловлены нарушением строения хромосом и генов, также проявляются физическим недоразвитием.
- Травмирование головного мозга во время родов. Например, травма может возникнуть из-за сдавливания головы малыша акушерскими щипцами или же из-за внутречерепного кровоизлияния в случае родовой травмы.
- Недостаточное количество йода в рационе малыша в возрасте от рождения до трех лет.
- Недостаток воспитания и общения в первые годы жизни малыша из-за чего исходные ресурсы мозга активно не используются. Если именно эта причина спровоцировала дебильность, в таком случае при адекватном лечении наблюдается положительный эффект, а также благоприятный прогноз для ребенка.
- Воздействие на организм беременной женщины вредных факторов. К таким факторам можно отнести ионизирующее излучение (например, частое прохождение беременной рентгена), инфекционные заболевания (цитомегаловирусная инфекция, краснуха, сифилис, токсоплазмоз), недостаток в организме йода, химические агенты (наркотики, алкоголь, бытовые токсины), грубое нарушение предписанной диеты или недоедание.
КОРРЕКЦИЯ
Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.
Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.
Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:
- мелкую моторику, координаторные и моторные навыки;
- зрительно-моторную координацию – укрепить мышцы глаз и прослеживающие движения последних, что необходимо для чтения и письма, установить коммуникацию между глазом и рукой;
- устойчивые связи между полушариями головного мозга для увеличения скорости обработки сенсорной информации;
- внимание, самоконтроль;
- функции мышления, пространственного восприятия, умения строить связную речь и логико-грамматическую конструкцию;
- понятие неправильного поведения;
- слуховое восприятие речи и неречевых звуков, умение дифференцировать темпо-ритмические рисунки.
В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.
Лечение
В терапии заболевания основное внимание уделяют разнообразным тренингам и обучающим программам. При сохранении вербальных навыков проводят сеансы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, направленные на повышение самооценки, устранения ощущения беспомощности и собственной неполноценности. Хороший результат оказывает техника моделирования социальных ролей.
Медикаментозная терапия применяется в основном для коррекции сопутствующих соматических заболеваний (например, дисфункции эндокринной системы, гипоксии головного мозга) и психических нарушений. Нейролептики и транквилизаторы назначают непродолжительными курсами в период обострения психоза.
Также для улучшения памяти, внимания, усвоения нового материала применяют ноотропы, сосудорасширяющие средства, аминокислоты. Хороший эффект оказывают некоторые препараты для лечения болезни Альцгеймера (в частности, Мемантин).
По вопросам стационарного и амбулаторного лечения дебильности у детей обращайтесь в нашу клинику по телефону 8(969)060-93-93.