Дислалия: определение, причины, план работы. «Ребенок картавит, не говорит звук Р, Л, С, Ш…»


Статья:

Дислалия – дефекты произношения звуков у детей, которые не имеют проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляции. Дислалия у детей проявляется в виде отсутствия, замены, искажения звуков. Слово дислалия происходит из греческого языка, dys – нарушение, lalia – речь. При данном заболевании проводится логопедическое исследование, в ходе которого обследуется подвижность, строение речевого аппарата, фонетический слух. Может потребоваться консультации невролога, стоматолога, отоларинголога.

Общие сведения о дислалии

Такое нарушение речи не связано с повреждениями и дефектами центральной нервной системы и слухом. Дислалия — самая распространённая проблема с речью у детей. Оно встречается у 25%-30%, а по некоторым данным у более чем 50% дошкольников, в возрасте до 7 лет. Имеют различные формы 17-20% школьников младших классов и 1% старшего возраста. В структуре этого нарушения, более всего выделяются полиморфные нарушения при произношении.

Они препятствуют овладению речью и являются причинами для дисграфии, дислексии. Это речевое нарушение обладает избирательностью, то есть ребенок может хорошо выговаривать до 90% слов и звуков, но иметь проблемы с оставшимся 10%. Своевременная коррекция в состоянии полностью избавить ребенка от нарушений при произношении.

Этап автоматизации звука.

Автоматизация звуков производится последовательно, путем многократных тренировок. Порядок автоматизации звука:

  1. Изолированное произнесение;
  2. В слогах:
      в прямых слогах (согласный + гласный);
  3. в обратных слогах (гласный + согласный);
  4. между гласными (гласный + согласный + гласный);
  5. в стечении с согласным звуком (согласный + согласный + гласный);
  6. В словах;
  7. В словосочетаниях;
  8. В предложениях;
  9. В тексте;
  10. В скороговорках, чистоговорках, собственной речи.

Видео: автоматизация звука Л

Симптомы дислалии

Увидеть и распознать симптоматику дислалии не сложно, это можно сделать обращая внимание на речь своего ребенка. Характерными симптомами являются искажения, замена звуков или букв на другие. Малыш может вовсе пропускать некоторые буквы в своей речи. Если имеет место замещение, симптомом является изменение слышимого звука на другой, который проговаривается ребенком. Например, ребенок слышит слово «кошка», но проговаривает «гошка». Такое явления происходит по причине того, что он не может дифференцировать звук по артикуляции и акустики.

Пациент может заменять фонемы на произвольные, в хаотическом порядке, независимо от структуры слова. Нет разделения на шипящие, твердые, мягкие и другие виды. Иногда ребенок может произносить одно и то же слово различным образом, в том числе и правильно. Это свидетельствует о незавершенном усвоении фонем. Ребенка, страдающего таким нарушением, можно определить по его речи и произношению. Он используют звуки, буквы, которых в слове нет. Такое характерно обычно для механического типа.

Если у ребенка есть функциональная дислалия, в его речи заменяются один или несколько звуков. Механическая дислалия характеризуется проблемами с произношением похожих фонем. Если есть патологии в развитии нижней челюсти, они будут проговариваться переднеязычной артикуляцией. Это происходит из-за невозможности задерживать язык на передних зубах. Это речевое нарушение может быть восстановлено по мере взросления.

Если родители заметят такое нарушение и обратятся за помощью к логопедам, есть высокий шанс на полное избавление от этого нарушения. Если он не получает должной коррекции, он также имеет вероятность на избавление от дислалии с возрастом. Такие дети имеют богатый словарный запас, может разбивать слова по слогам и со временем выработается правильная речь. Логопедами выделяется физиологическая дислалия, она проходит к пяти годам.

Симптомы отклонения

Дислалия отличается широким разнообразием симптомов, представленных пропусками (полное выпадение из речи), заменами (замещение другим звуком каждый раз, как только он встречается), искажением (ненормативным произношением) и смешением звуков (произношение то правильное, то неправильное). Различные симптомы проявляются в зависимости от формы заболевания:

  • при функциональной нарушается произношение одного или нескольких звуков
  • при механической – группы сходных по артикуляции звуков;
  • при физиологической наблюдается возрастное косноязычие, причиной которого является несформированность фонематического слуха и неспособность правильно управлять движениями органов речи, что само собой проходит к 5 годам.

Нарушение звуковосприятия

Полноценная речь необходима для успешной учебы в школе. Именно по этой причине, речи нужно уделять особое внимание. На процесс формирования речевого аппарата влияет несколько факторов, в том числе слух. Любая слуховая патология отрицательно влияет на произношение. Ребенок неправильно слышит слово, звук, букву, а соответственно неправильно его произносит. Фонетическим или звуковосприятием называется способность правильно слышать и различать звуки «П-Б», «С-Ш», «Л-Р».

Часто, дети с нарушенным звуковосприятием коверкают даже фонемы, которые по отдельности могут произносить правильно. Они плохо могут производить анализ своей речи, могут допускать ошибки при написании, испытывать затруднении при чтении вслух. Подобные нарушения требуют работы и коррекции логопедами, педагогами. Многие из таких нарушений могут быть устранены в дошкольном возрасте, не дав перейти в стойкую форму, исправить которую будет затруднительно.

Важно знать, что в школьном возрасте речи развивается очень интенсивно, она отличается гибкость и податливостью. Ребенок с нарушенным слухом может не воспринимать на слух близкие и похожие звуки. В его лексиконе нет слов, в которых есть трудноразличимые для него сочетания букв. Это приводит в итоге к тому, что начинает отставать от сверстников.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

Классификация

Существуют разные виды дислалии, которые классифицируются по причинам появления, степени тяжести, видов звуков, с которыми ребенок имеет трудности. Учитывая причины нарушения произношения, выделяются механическую или органическую, функциональную разновидность. Логопедами разработана следующая классификация дислалии.

Механическая

Механическая дислалия обусловлена анатомическим строением артикуляционного аппарата. Причинами являются:

  • Нарушенная зубочелюстная система. Может наблюдаться прогнатия – выпирание верхней челюсти, что появляется из-за ее слишком активного роста, по сравнению с нижней. Может быть нарушен прикус зубов, наличие большого промежутка при смыкании челюстей или нарушении строения зубов. Данные недостатки корректируются стоматологами.
  • Неправильно сформированное нёбо. Оно может быть узким, высоким, плоским, что создает трудности с артикуляцией многих звуков.
  • Губы неправильной формы. Недостаточная подвижность губ, отвисание влияют на правильность произношения.
  • Короткая уздечка языка (подъязычная связка);
  • Анатомическая особенность строения языка. Он может быть большим, коротким, маленьким.

Некоторые из этих причин легкоустранимы. На правильность написания, словарный запас данный вид не влияет.

Функциональный

Функциональная дислалия обуславливается социальными факторами или корректируемыми нейродинамическими патологиями в головном мозге (коре ГМ). Есть несколько разновидностей – моторная и сенсорная.

Моторный тип

Продиктован нейродинамическими изменениями в отделах мозга, ответственных за речевые анализаторы. Моторная дислалия характеризуется нарушенными движениями языка, губ, вследствие чего и происходит неправильное произношение. Подобное явление называется фонетическим дефектом.

Сенсорный тип

Образуется из-за изменений в речеслуховых отделах и влияет на слух. Пациентом не может быть произведена дифференциация звуков, имеющие похожий фонем (твердые-мягкие, звонкие-глухие, шипящие –свистящие). В речи это приводит к смешиванию, замене, пропуску таких букв, а в дальнейшем эти буквы могут пропускаться и при написании.

Одновременное наличие обоих типов называется сенсомоторным типом. От несформированности тех или иных звуков, можно выделить три вида дислалии:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

Акустико-фонематическая

К этой группе относятся нарушения речи из-за избирательной несформированности анализа фонем по их акустическим параметрам. Главным нарушением в этом случае является недостаточное звуковосприятие, который предназначен для распознавания и дифференциации по видам. Звук, которые ребенок слышит, распознается им неверно, а следовательно, проговаривается им также неправильно.

Важно знать, что при таком типе, нет проблем со слухом. Дефект носит избирательный характер к некоторым фонемам. Не стоит путать акустико-фонематическую дислалию с тяжелыми нарушениями речи.

Артикуляторно-фонематическая

К этой группе относят дефекты, связанные с несформированностью операций для отбора фонем по их артикуляторным характеристикам. Существуют два варианта нарушений. В первом случае артикуляторная база сформирована не полностью. Вместо нужно в данном случае звука, ребенок выбирает звук близкий к нему по своим артикуляционным признакам.

Второй вариант характеризуется полной сформированностью артикуляторной базы. Ребенок знает все фонемы, которые требуются для правильного произношения, но при проговаривании слов, некоторые буквы заменяются на другие по принципу замены. Эти замещения происходят по принципу артикуляционной близости фонем – «крыса» — «крыша».

Артикуляторно-фонематическая

Характеризуется дефектами звукового оформления речи из-за неправильным образом сложившимися артикуляторными позициями. Звуки могут произноситься в искаженной форме, но происходит это в непривычных вариантах. Такую речь легко понять.

Тяжесть

От количества звуков, которые произносятся неправильно, дислалия может быть простой и сложной. При простой нарушено 1-4, при сложном типе нарушено более четырех звуков.

Мономорфный тип

Затруднено произношение одной из групп, например только звонкие или только шипящие.

Полиморфная

Звуки, с которыми есть трудности относятся к разным группам. Фонетические дефекты обозначают терминами, которые образуются от греческого алфавита:

  • ротацизм – проблемы с буквой «Р» и Р мягкое;
  • ламбдацизм – «Л» и «Л мягкое»;
  • сигматизм – нарушено произношение шипящих звуков (ж, ш, щ, ч) и свистящих (с, з);
  • йотацизм – трудности с «Й»;
  • гаммацизм – «Г» и «Г мягкое»;
  • каппацизм – «К», «К мягкое»;
  • хиттизм – «Х»;
  • трудности с озвончением и оглушением – замена звонких согласных на глухие и наоборот;
  • дефекты смягчения и твердости — замены мягких твердыми или наоборот.

Могут быть сложные формы, носящие комбинированный характер – сложение нескольких дефектов друг с другом. Если имеется фонематический дефект, то есть замена звука, к названию дефекта прибавляется приставка «пара». Таким образом образуются, параламбдацизм, парасигматизм и другие.

Статья:

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках.

Классификация Д.

Выделяют две основные формы Д: функциональную и механическую (органическую).

Функциональная Дислалия – нарушение звукопроизношения, когда не наблюдается органических нарушений, периферически или центрально обусловленных.

Механическая Дислалия – при отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба).

ФД возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а МД – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При ФД может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при МД обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ

При ФД несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков. В этих случаях оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается неполной, т.к не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков – акустические или артикуляционные – оказались несформированными, звуковые замены могут быть различными.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита:

Ротацизм – дефект произношения Р РьЛамбдацизм – Л Ль СигматизмС Сь З Зь Ц Ш Щ Ж ЧЙотацизмЙКаппацизмК КьГаммацизмГ ГьХитизмХ Хь.

В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта добавляют приставку пара-: параротацизм, параламбдацизм и др.

УРОВНИ НАРУШЕННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

В ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а в самостоятельной речи не употребляют. Дело в том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.
О.В.Правдина выделяет 3 уровня нарушенного произношения:

неумение правильно произносить звук или группу звуков;

неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;

смешение двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ

нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи. Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубочелюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) неправильным положением верхних или нижних резцов или соотношением между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод).
В таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков, губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже Р и Рь. Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность речи.

Значительно реже встречаются нарушения произношения, обусловленные губными аномалиями, т.к. врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте.

При этом в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (О, У).

Однако не всегда аномалии органов артикуляции приводят к дефектам произношения. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях человека: один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ДИСЛАЛИИ

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения , при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (например, свистящие и соноры).

ВОЗРАСТНАЯ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ) ДИСЛАЛИЯ

В 3 года должны быть правильными губно-губные (П, Пь, М, Мь, Б, Бь), губно-зубные (В, Вь, Ф, Фь), заднеязычные (К, Кь, Г, Гь, Х, Хь), переднеязычные (Т, Ть, Д, Дь, Н, Нь) и, разумеется, гласные.
К 4 годам появляются свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц)

К 5 годам – шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч)

К 6 годам – соноры (Р, Рь, Л, Ль, Й)

До этого времени отсутствие звуков считается физиологическим состоянием и называется «возрастная дислалия», что означает, что ребенок развивается правильно, и эти недостатки должны пройти самостоятельно. Но это относится только к отсутствию звуков или к замене сложных звуков более простыми. В случае искажения звуков (горловое, боковое, межзубное, любое другое) в любом возрасте необходима помощь логопеда.

1. Дислалия – это то, что раньше (до середины 20-го века) называли «косноязычием». В повседневной жизни до сих пор говорят: ребенок картавит, шепелявит. Т.е. дислалия – это когда ребенок неправильно произносит звуки и только звуки. Ничего больше. Напомню – неправильно звукопроизношение это и пропуск звуков (согласных), их замена на другие звуки (С на Т, на Ш, на Сь…), и неправильное произношение имеющегося звука (С произносится межзубно, с верхним подъемом языка, одной половиной языка…).

2. До недавнего времени Дислалия – считалась одним из самых часто встречающихся речевых нарушений. Причин тому две. Во-первых, ее не всегда отличали от легких форм дизартрии (этот вопрос обсуждался еще в 70-х). Во-вторых, тяжелых речевых нарушений раньше было меньше, и соответственно дислалия в процентном соотношении встречалась чаще.

Да, нарушение звукопроизношения сопровождает почти все остальные речевые нарушения, т.е. входит симптомом в другие речевые патологии, но не всегда является ведущим симптомом. Поэтому правильнее говорить о дислалии как о симптоме, а не о самом часто встречающемся самостоятельном речевом нарушении. Чаще (в 80% случаев) бывает так: при первоначальном взгляде все выглядит как дислалия, но копнешь чуть глубже и выясняется, что это либо стертая форма дизартрии, либо ФФН, поэтому всегда на обследовании следует проводить функциональные пробы и проверять фонематический слух для установления дифференциального диагноза.

Также важно:

Как отличить Дислалию от иных нарушений.

При дислалии нарушаются только звуки (в любом виде – ребенок не произносит какие-либо звуки, заменяет их более простыми, неправильно их произносит). У ребенка нет пропуска и замены слогов, он правильно использует окончания существительных, прилагательных и т.д. в соответствии с возрастом. Если же есть перечисленные симптомы, то мы имеем дело с ОНР. При Дислалии ребенок на слух различает все звуки речи, и даже если он неправильно произносит звук, он сознает, что нужно сказать по-другому: «Колова» — говорит ребенок, а взрослый передразнивает: «Колова», ребенок возмущается: «Не колова, а колова». Если же ребенок уверен, что слово звучит так, как он его произносит (неправильно) – это ФФН. Для отграничения Дислалии от очень похожей на нее стертой Дизартрии необходимо провести функциональные пробы (при Дизартрии язык ребенка не в состоянии выполнять тонко дифференцированные движения, при напряжении, например, при высовывании языка вперед, он отклоняется в сторону, раздваивается на конце, дрожит, синеет или багровеет, при выполнении упражнения «Индюк» язык движется не вперед-назад, а слева-направо.

3. Несмотря на то, что дислалия самое простое нарушение, самостоятельно оно не проходит и для его исправления может понадобиться помощь логопеда.

4. Для профилактики дислалии следует соблюдать некоторые правила:

· Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок слышал вокруг себя правильную речь. Если в окружении есть кто-то с дефектами звукопроизношения, аккуратно объясните ребенку, что лучше учиться говорить как «другой человек», тот у кого звуки правильные.

· Старайтесь не «облегчать» ребенку жизнь, кормя его мягкой пищей. Не нужно чистить огурчик, перетирать в пюре яблочко – человек должен жевать, чтобы тренировались и мышцы артикуляторного аппарата в том числе. Если ребенок не жует пищу в детстве – он будет «жевать» слова позже.

· Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, т.е. не пользуйтесь смягченными вариантами звуков, детским произношением – мячик, а не «мясик», коза, а не «козя». Ребенок во всем подражает взрослым, и в речи тоже.

· Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Учите ребенка завязывать узелки, шнуровать ботинки, застегивать мелкие пуговицы. Воспитатели детских садов, которые просят родителей покупать обувь на липучках, оказывают детям «медвежью услугу». Дело в том, что в коре головного мозга моторные центры речи и пальцев правой руки расположены рядом, и при развитии центра, управляющего пальцами руки, происходит усиление кровоснабжения и соответственно центра речи. Кстати, завязывать шнурки ребенок должен уметь уже в 4 года.

· Посмотрите на сроки появления звуков у ребенка в норме. Обратите внимание, что не положено ребенку в обязательном порядке с трех лет произносить Р. Трехлетнего малыша с дислалией логопед с чистой совестью может отправить «подождать годик». И желательно не слишком сильно давить на маленького ребенка «скажи РРРРР», его органы артикуляции физиологически не готовы к произношению столь сложного звука, он ради вас может перестараться и тогда получится горловой (велярный) Р, как более доступный, а исправить это сможет уже только логопед.

5. Причины, наследуемость. Механическая или органическая дислалия имеет своей причиной врожденную или приобретенную особенность строения артикуляционного аппарата. Если же органы артикуляции в порядке и у ребенка функциональная дислалия, причиной может быть простая необученность ребенка или подражание другим людям. Родители часто спрашивают «А это не наследственное, а то у нас двоюродный дедушка тоже картавил?» Нет, звукопроизношение не наследуется, оно приобретается ребенком в процессе обучения. Иначе мы не могли бы говорить на иностранных языках. Иногда даже дефект произношения родителя, выполняющего домашние задания с ребенком по заданию логопеда, не мешает успешной логопедической работе – главное ее правильно организовать.

6. Иногда ребенок неправильно произносит звуки в силу недостаточности внимания (слухового, двигательного, зрительного), повышенной подвижности и неусидчивости. Иногда ребенок не считает нужным обращать внимание на то, правильно ли он говорит – т.е. не имеет мотивации. Или наоборот осознанно стремится разговаривать как маленький. В таких случаях для повышения эффективности логопедической работы может понадобиться консультация у психолога, который поможет создать мотивацию ребенка, выяснить причину нежелания ребенка говорить правильно.

Формы дислалии

Существует две формы дислалии – функциональная и органическая или механическая. Если у ребенка отсутствуют нарушения органического характера, обусловлены периферической или центральной нервной системой, можно говорить о функциональной дислалии.

Такой тип появляется в детском возрасте, при усвоении правильности произношения звуков. Механическая может появиться в любом возрасте из-за нарушений в переферическом речевом аппарате.

К функциональной дислалии относятся дефекты произношения звуков – фонем, без механических нарушений артикуляции. Ее причинами являются:физическая слабость из-за соматических заболеваний;

  • задержки психологического развития (незначительные нарушения мозговой деятельности);
  • задержки в развитии речи;
  • нарушения, связанные с фонетическим восприятием;
  • социальное окружение (неправильная речь взрослых, недостаточное общение с другими детьми и взрослыми, недостаточное внимание к воспитанию ребенка).

Все эти причины не являются критичными и могут быть устранены работой квалифицированных психологов, логопедов и другими специалистами по развитию детей.

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  1. Гамацизм – звук «г»
  2. Каппацизм – звук «к»
  3. Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  1. Отсутствием звуков «Г» и «К».
  2. Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  3. Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Патогенез дислалии

Причины у разных типов различные. Соответственно, коррекция необходима разная.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механический тип вызывается физиологическими и анатомическими дефектами. Они не дают возможность произносить звуки правильно звук, который были ими услышаны. Обычно это возникает вследствие стоматологических дефектов – прикус, неправильная форма и расположение резцов, недоразвитость челюстей. Медики считают основными причинами:

  • уздечка языка слишком короткая;
  • особенности строения костей челюсти и лица;
  • дефекты нёба;
  • патологии верхней губы;

Для избавления от механической дислалии необходим стоматолог и ортодонт. Ребенку необходимо пройти специальный коррекционный курс. Наиболее лучшие результаты достигаются в возрасте 5-6 лет.

Причины появления нарушения речи

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

  • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
  • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
  • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
  • короткая подъязычная связка («уздечка»);
  • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
  • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
  • недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

  • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
  • нарушение фонетического восприятия;
  • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
  • задержка развития речи;
  • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».

Особенности течения сложной дислалии

Чем сложнее комбинация нарушений, тем сложнее с ней справляться. Соответственно это влияет на общий фон протекания заболевания. При сложных формах могут наблюдаться задержки психического и общего развития. Необходимо заниматься углубленным исследованием ребенка в аспекте его психики, интеллектуального развития, слуха, зрения. Сложная дислалия может быть сигналом что есть проблемы с ними. Слабослышащие часто искажают или меняют звук «Т».

Ребенок, имеющий вторую или третью степень тугоухости не имеет в своем голосе металлический тон. Голос имеет мягкость или другими словами вязкость. Дети с проблемами со зрением могут иметь дефекты дислалии, соответствующие ее сложными типам. Это вызвано низким зрительным контролем. У таких пациентов сигматизм наблюдается в 4 раза чаще, чем у здоровых детей.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм
  2. Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
      Фонетико-фонематические нарушения
  2. Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  3. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  4. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Диагностика дислалии по характеру нарушения речи

Диагностика дислалии начинается с выяснения всех особенностей течения беременности, родов, заболеваний матери, которые она перенесла в этот период. Имеют значение болезни ребенка, которые он перенес в раннем возрасте, его психомоторное развитие. Влияют на постановку диагноза и другие факторы:

  • особенности речевого развития в раннем возрасте;
  • слух;
  • зрение;
  • состояние опорно-двигательного аппарата.

Чтобы специалист имел полное представление об этом, рекомендуется показать всю имеющуюся медицинскую документацию. После выяснения этих факторов, логопед переходит к обследованию своего пациента. Он осматривает артикуляционный аппарат, определяет их подвижность. Это происходит при помощи особых упражнений и задач, которые ребенок должен выполнить.

В диагностику дислалии входит анализ звукопроизношения, определение речевых дефектов, их характер, глубина, степень сложности. Особое внимание уделяется фонетическому слуху – способности дифференцировать звуки на группы. В заключении логопеда указывается форма дислалии, вид (артикуляторно-фонематический, акустико-фонематический, артикуляторно-фонетический), разновидность звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

При наличии механической дислалии требуется консультация стоматолога и ортодонта. Для функциональной – невролог и анализ с его стороны. Потребуется также диагностика со стороны отолоринголага, на предмет обследования слухового аппарата. Главной целью является точное определение состояния ребенка и уровня развития его речевого аппарата. Правильная диагностика необходима для точной и правильно подобранной коррекции.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Существует общая симптоматика двух нарушений речи, которая может ввести в заблуждение специалиста при постановке диагноза. В таблице ниже представлены основные характерные черты, которые помогут дифференцировать стертую дизартрию и дислалию.

Диагностика

Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.

В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.

При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Распространенность проблемы

Дислалия является частой проблемой. На этот счет существуют разные оценки, в среднем, количество детей, страдающих от этого речевого нарушения составляет около 25-30% в дошкольном возрасте. По мере взросления это количество сокращается. В младшем школьном возрасте этот процент снижается до 17-20%. В старшем возрасте таких детей всего 1-2%.

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%.

Чаще в практике логопедов встречаются комбинированные нарушения артикуляции, которые создают барьер для развития письмом. Дети, при этом имеют обширный словарный запас, структура построения речи не нарушена. Соблюдаются все грамматические законы – падежи, склонения, окончания.

Причины возникновения дислалии у детей

Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:

  • укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
  • увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
  • утолщенные губы с ограничением их подвижности;
  • аномалии развития губ.

В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.

В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:

  • биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
  • социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).

Методы коррекции дислалии

Логопедическая коррекция, в зависимости от тяжести дислалии, состоит из нескольких этапов. Длительность может занять он одного до шести месяцев. Этапы коррекции:

  • Подготовительная работа с воспроизведением фонем. Здесь отрабатывают различные техники дыхания, фонетический слух, работа с опорными звуками.
  • Постановка нарушенных звуков, формирование правильной артикуляции. Для этого могут использоваться специальные инструменты. Результатом работы становится произношение звуков без помощи взрослых.
  • Закрепление полученных результатов. Для начало в отдельных слогах, а затем в словах и предложениях.
  • Дифференциация. Пациент учится различать и правильно говорить звуки, которые он сам произносит.

Все методы направлены на установление звуков, умение их отличать, улучшать память, развить навыки коммуникации.

Подготовительный этап

Ребенок должен включиться в логопедический процесс. Логопед устанавливает с ребенком контакт и доверительные отношения, дать время адаптироваться ребенку в новых для него условиях. Также на этом этапе проходят:

  • развитие внимание;
  • памяти;
  • мыслительного процесса;

Постановка

Проводится постановка правильных звуков, формирование у ребенка артикуляции на специальных материалах, упражнениях. На этом этапе отрабатывается навыки дифференцирования звуков. Для этого используются три способа:

  • Первый способ. Ребенок сам предпринимает осознанные попытки установить правильную артикуляцию. Взрослый должен просто ему в этом помочь. Могут использоваться тактильные, зрительные, акустические упражнения.
  • Второй способ. Внешнее механическое воздействие на ребенка и его артикуляционный аппарат. Логопед должен попросить повторить звук несколько раз, а затем зондами поставить этот звук правильно. В дальнейшем довести проговаривание без использования инструмента.
  • Третий способ – это совмещение первых двух.

Каждый из этих этапов имеет различную степень сложности и выбирается логопедом.

Упражнения для устранения механической дислалии

При этом типе дислалии речь ребенка проходит сквозь зубы. Он не может двигать нижней челюстью, в частности широко открыть свой рот. Проблема заключается в неправильной форсированности артикуляционного аппарата – лицевых мышц, прикуса и других. Развить их можно специальными упражнениями. Их нужно делать вместе со взрослыми, сидя перед зеркалом и наблюдая за его действиями (ребенка), контролируя и корректируя его.

Следует начинать с открывания и закрывания рта, постепенно увеличивая зазор между челюстями. Набор упражнений подбирается непосредственно логопедом для конкретного случая. Есть базовые упражнения, которые используются в большинстве случаев:

  • Улыбка. Губы должны принять положение улыбки. Передние зубы должны быть видны и в таком положении зафиксироваться на 10 секунд.
  • Трубочка. Зубы сильно прижаты, губы вытягиваются вперед, принимая форму трубочки также на 10 секунд.
  • Чередование «улыбки» и «трубочки» не менее 10 раз.
  • Воронка. Зубы должны быть разомкнуты, губы вытягиваются вперед. На счет «два» втягиваются в рот, подворачиваясь за зубы. Повторить 10 раз.
  • Литавры. Губы заходят за зубы. Ими нужно похлопать, издавая соответствующий звук.
  • Лошадка. Губы необходимо расслабить и делать ими движения, имитирующие фырканье лошади.
  • Засов. Сжатые зубы, нижняя губа должна совершать движения вправо-влево.
  • Прятки. Спрятать нижнюю губу за верхние зубы. Должна быть видна только губа. В таком положении зафиксироваться на 5 секунд. Такое же упражнение проделать с нижней губой и чередовать их по 10 раз каждую.

Этап постановки звука.

Цель данного этапа состоит в формировании первоначальных умений правильного произнесения звука и достигается двумя способами:

  • По подражанию;
  • С механической помощью.

Постановка звука с механической помощью зависит от особенностей его артикулирования. В качестве механической помощи могут использоваться зонды, шпатели, зондозаменители.

Видео: постановка звука р

Важно помнить! Постановка звуков должна осуществляться логопедом исключительно в условиях индивидуальной работы с ребенком.

Новые технологии в коррекции дислалии

Связь между логопедией и ортодонтологией установлена давно, особенно актуально это для механической дислалии. В этой сфере есть современные решения проблем, которые приводят к подобным речевым нарушениям. Таким примером являются миофункциональные контейнеры, вестибулярные пластинки. Контейнеры появились не так давно, а о влиянии их на речь стало известно совсем недавно – около четырех лет назад. Механическая дислалия обусловлена неправильным прикусом, аномалиями с зубочелюстным аппаратом, логопед не может влиять и тем более устранить данную проблему.

В 2008 году были проведены исследования с использованием средств миофункциональной коррекции. Это трейнеры, изготовленные из силикона. Результаты показали что у 100% детей восстановилось дыхание через нос, а 99% нормализовали речевые нарушения. На основе этой работы были сформулированы вывод, что преортодонтический трейнер доказал на практике свою клиническую эффективность и может быть использован для коррекции дыхания и прикуса у ребенка.

Методы устранения дислалии

  1. Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  2. Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  3. Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  4. Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  5. На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.

Дата публикации: 04.02.2016. Последнее изменение: 05.05.2021.

Меры профилактики дислалии

Главными профилактическими мерами являются:

  • Для полноценного речевого развития, формирования артикуляционного аппарата, ребенок должен получать твердую пищу.
  • Нарушения с речью встречаются у детей, получающие только мягкую пищу, чаще чем у других.
  • Необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.
  • Выявить имеющиеся речевые нарушения и приступить к их устранению.

Внимание к речевым проблемам ребенка, адекватная коррекция позволят избежать негативные последствия и вовремя устранить все проблемы.

Диагностика дислалии у детей

Обследование при нарушении речи состоит из неврологической, логопедической диагностики:

  1. Логопедическое — заключается в выяснении информации о протекании беременности у мамы, перенесенных болезнях и особенностях родов. Специалист собирает данные о раннем развитии: физическом, нервно-психическом, заболеваниях и травмах;
  2. Следующий этап — оценка строения органов артикуляции, их подвижности, участия в воспроизведении речи. Специалист также определяет восприятие звуков. Затем логопед оценивает состояние звукопроизношения. Обращает внимание, какие звуки произносятся правильно, а какие — нет. Выясняет характер нарушений: замена, пропуски, искажение, смешение, а также условия возникновения дефекта и его место в слове.

На основе этих данных специалист определяет вид нарушения, подбирает схему коррекции для преодоления дислалии. При необходимости пациента осматривают оториноларинголог — для исключения патологии слуха, стоматолог — для исключения заболеваний полости рта, аномалий строения зубов и челюстей, невролог — для исключения неврологической патологии. Могут понадобиться и аппаратные методы исследования: рентгенография, МРТ или КТ, аудиометрия.

Как лечат речь

Посещать логопеда рекомендуется не менее 3-х раз в неделю. Дополнительно к этому как минимум дважды в день нужно заниматься дома — по 5–15 минут. И конечно, важно, чтобы ребенок слышал вокруг как можно больше правильной речи.

Для того чтобы коррекция была как можно более успешной, важно быть откровенными с логопедом. Если в семье у кого-то есть (или был в детстве) дефект речи, обязательно скажите об этом. Если вы знаете, кому подражает малыш, неправильно разговаривая, тоже не стоит молчать. Специалисты нашего Центра помогут справиться с дефектом речи, взрослым дадут совет: с малышом необходимо разговаривать как можно более правильно.

Прогноз и профилактика

При своевременном начале лечения исправление дислалии оказывается эффективным: малыш начинает правильно разговаривать, исчезают дефекты произношения. На результат влияют сложность случая, индивидуальные особенности ребенка, состояние нервной системы и сопутствующие заболевания. Чем раньше начато лечение — тем быстрее будет результат. Запущенные случае труднее поддаются коррекции, но при усердии избавиться от речевых расстройств можно.

Профилактика дислалии заключается в укреплении здоровья ребенка, предотвращении соматических заболеваний и травм. Не искажайте свою речь при малыше: говорите правильно, медленно и четко произнося слова. Сюсюканье, подражание детской речи не только неуместно, но и опасно в плане того, что потом детки начинают вам подражать. Важно, чтобы все члены семьи придерживались этих принципов.

Если есть какие-либо анатомические отклонения, необходимо их вовремя устранять. Это возможно только при раннем обнаружении, значит, нужно проходить осмотры врачей в положенные сроки. Если вы заметите что-то необычное: проблемы с сосанием, отказ ребенка от груди, плач — проконсультируйтесь с врачом. После года обращайте внимание на развитие речи, характер произношения звуков, слогов.

Советы родителям

Занимайтесь развитием своего малыша с раннего возраста. Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, уделяйте внимание пальчиковой гимнастике. Называйте предметы, когда находитесь дома, когда гуляете на улице. Рассказывайте о своих действиях, даже при выполнении работ по дому. Читайте сказки, делайте массаж и гимнастику, рисуйте, лепите.

С детьми постарше можно учить скороговорки, стихи. Это будет способствовать правильному развитию нервной системы, артикуляционных мышц, кроме того — улучшить память.

Но не переусердствуйте. Ваша излишняя требовательность, ежесекундный контроль речи могут спровоцировать другие речевые расстройства, например, заикание.

Успехов вам! Пусть малыш развивается соответственно возрасту.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]