Дислексия: определение, причины, симптомы и лечение


Общие сведения

Дислексия, что это такое и что это за болезнь?

Дислексия (лат. Dyslexia) представляет собой специфическое частичное нарушение процесса чтения у детей/взрослых и является одной из форм недоразвития письменной речи, которая проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками при нормальном интеллектуальном уровне развития, и отсутствия каких-либо нарушений со стороны слухового/зрительного анализаторов (Википедия). Проявляется на уровне единичного слова/предложения и выражается наличием серьезных трудностей при прочтении (опознании) напечатанного слова или при написании (воспроизведении) услышанного слова в виде побуквенного чтения, смешения/замены звуков, аграмматизмов, искажения структуры слогов слова, нарушение осмысления прочитанного. Такие дети испытывают трудности с овладением навыков правописания, словопроизношения и письменного изложения мысли.
Дети с дислексией неспособны достигать уровня развития навыков чтения/письма и орфографии, пропорционального их интеллектуальному уровню развития (умственным способностям). Дислексию часто сопровождают такие виды расстройств как дисграфия (расстройство процесса письма) и дискалькулия (неспособности к пониманию/изучению арифметических операций). Однако, применительно к школьникам младших классов дислексия и дисграфия должна определяться не как расстройство, а скорее, как трудность овладения процессом письменной речи.

Следует понимать, что дислексия — это частичное расстройство навыка, в то время как невозможность овладения навыком/полная утрата уже сформированного навыка чтения обозначается термином «алексия». Как правило, алексия обусловлена повреждением какого-либо участка коры головного мозга вследствие черепно-мозговой травмы/инсульта. Алексия редко бывает самостоятельным проявлением и как правило, сочетается с нарушениями письма (аграфия) и речи (афазии). Также следует понимать, что дислексия, также как дисграфия и дискалькулия — это не психическое заболевание. Дислексия по своей патологии относится к нейробиологическим расстройствам, в основе которой лежат как наследственные, так и средовые повреждающие структуры мозга факторы, а основными методами лечения являются логопедическое/педагогическое вмешательство.

Известно, что чтение/письмо в филоонтогенезе относятся к новым функциям высшей психической деятельности, которые осваиваются индивидом в процессе специального обучения. В процессе обучения ведущая роль отводится наиболее поздно сформированным отделам коры головного мозга, преимущественно теменно-затылочно-височной области левого полушария. Реализация этих функций возможна лишь при тесном взаимодействии слухового/зрительного/двигательного анализаторов и при достаточном развитии и возможности выполнения сложных произвольных действий (координация при письме движения глаз и руки, движения глазного яблока по строкам текста).

Нарушение проявляется/диагностируется в детском возрасте ориентировочно в 1-3-х классах школы, когда у ребенка выявляются нетипичные затруднения при овладении навыком чтения, которые другими расстройствами развития (умственной отсталостью) и неадекватной школьной подготовкой объяснить нельзя.

Точные показатели встречаемости дислексии не установлены. По литературным данным у детей школьного возраста с нормальным интеллектом распространенность дислексии варьируют в пределах 5–20%. Частота встречаемости дислексии у мальчиков и девочек различается и составляет 4:1. Как показали исследования у около 50% детей дети с дислексией после 1–1,5 лет школьного обучения навыки чтения крайне слабые или вообще отсутствуют, что проявляется незнанием алфавита, отдельных букв, медленным слоговым чтением, побуквенным чтением лишь очень знакомых/коротких слов и непониманием смысла прочитанного.

Результатами дислексии являются низкая успеваемость в школе, снижение ребенком самооценки, формирование боязни (фобии) чтения и в целом «фобии обучения», нарушение процесса социализации. Трудности в освоении чтения/письма сопровождаются отрицательным влиянием на процесс формирования личности ребенка, формируя такие черты, как замкнутость, неуверенность, тревожность, а при неадекватном отношении к трудностям у ребенка со стороны окружения (родителей, одноклассников, педагогов), обвиняющих ребенка в лени, непослушании, нежелании учиться, медлительности часто развиваются невротические состояния (депрессия, оппозиционное/агрессивное поведение и др.).

Дислексия у взрослых в подавляющем большинстве случаев является отсутствием/неэффективностью лечения дислексии у детей. То есть, дети дислексию не «перерастают»! Установлено, что у 70-78% школьников с подтвержденным диагнозом дислексия ее проявления сохраняются и у взрослого состояния. Без адекватного/своевременного лечения дислексии она может приобретать длительный, хронический характер. Реже дислексия у взрослых является приобретенной, как результат инсульта/черепно-мозговой травмы.

Несмотря на различные отрицательные проявления и последствия дислексия/дисграфия не делает человека инвалидом и не ставит на развитии ребенка/его будущем «крест». Более того, дислексики зачастую одарены в различных других сферах жизнедеятельности, проявляют способности к образному, нешаблонному и творческому мышлению, о чем свидетельствуют жизненные истории многих выдающихся людей с проявлениями дислексии/дисграфии: Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Генри Форд, Альберт Эйнштейн, Том Круз, Мерлин Монро, Дастин Хоффман и многие другие.

Когда обратиться к врачу?

Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.

Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее. Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей. Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем.

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе [5]. При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому.
Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует:

1. Обратиться к специалистам:

  • логопеду;
  • психологу;
  • коррекционному педагогу;
  • неврологу.

2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).

3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:

  • классные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.

4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.

5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи [5].

Патогенез

Дислексию в соответствии с современными представлениями принято рассматривать как нейробиологическое расстройство, в основе которого лежат нарушения функций/недоразвитие отдельных участков коры головного мозга, преимущественно левой височно-теменной области, которая отвечает за декодирование/звукобуквенный анализ и левой височно-затылочной области, отвечающий за процесс автоматизированного распознавание читаемых слов. То есть, у лиц с дислексией во время чтения информация обрабатывается в других областях головного мозга через альтернативные приспособительные механизмы.

В формировании дислексии выделяют несколько механизмов:

  • Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл.
  • Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком).
  • Недостаточный словарный запас, что тормозит адекватное формирование навыка чтения.
  • Слабая способность к автоматизации навыков чтения, что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени.
  • Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку.
  • Нарушения концентрации внимания.
  • Астенизация/повышенная утомляемость ребенка.

История дислексии

Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

Классификация

В основу классификации положены нарушения тех или иных механизмов чтения, в соответствии с чем выделяют несколько форм дислексии:

  • Фонематическая. Является следствием слабого развития процессов синтеза, анализа и восприятия фонетики. Ребенок при этой форме переставляет слоги местами (например, читает вместо «ток» «кот»). Встречается преимущественно у школьников младших классов.
  • Семантическая. Как правило, семантическая дислексия является следствием недостаточной сформированности синтеза слогов, непонимания синтаксических связей и скудности словарного запаса. Ребенок понимает слова в отдельности текста, соответственно он уловить смысл прочитанного не может.
  • Аграмматическая. Заключается в ошибках при составлении конструкций и проявляется неправильным использованием окончаний слов, времен и падежей (например, «белый чашка»).
  • Мнестическая. Обусловлена проблемами соотнесения буквы и звука/нарушениями слухоречевой памяти.
  • Оптическая. Характеризуется недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями/ассоциациями —ребенок не может четко сфокусировать взгляд на читаемой строчке, что нарушает последовательность чтения или видит слово задом наперед или испытывает трудности в написании графически сходных букв (В-З, Д-Л и др.).
  • Тактильная. Характерна для людей со слабым зрением, которые для чтения используют азбуку Брайля.

При этом, фонематическая/семантическая/аграмматическая формы дислексии обусловлены недостаточно сформированными речевыми функциями, в то время как в основе мнестической/оптической/тактильной форм лежит несформированность функций психики.

Лечение


Работа с логопедом помогает освоить азы чтения. Фото: uflypro / freepik.com
На данный момент не существует метода коррекции изменений в головном мозге, обуславливающих дислексию. Тем не менее, ранняя диагностика и соответствующее лечение могут обеспечить хорошие результаты и приобретение необходимых для полноценной жизни навыков.

В большинстве случаев дислексия лечится при помощи специальных образовательных методов. Применяются подходы с использованием слуха, зрения и осязания, чтобы улучшить навыки чтения. Задействование нескольких органов чувств для обучения – например, прослушивание записанной на пленку речи с одновременным отслеживанием пальцем букв и произнесенных слов – может помочь улучшить обработку получаемой информации [3].

Такое лечение направлено на то, чтобы помочь ребенку приобрести следующие навыки:

  • Распознавать и использовать мельчайшие звуки, из которых состоят слова (фонемы).
  • Понимать, что буквы и буквосочетания соответствуют определенным звукам и словам.
  • Осознавать прочитанную информацию.
  • Повысить точность, скорость и качество чтения.
  • Пополнять словарный запас из распознанных и понятых слов.

Выбор той или иной методики, подхода напрямую зависит от причин и формы дислексии, поскольку основной упор может делаться на приобретение тех или иных навыков, например, словообразования или развития слухоречевой и речезрительной памяти.

В некоторых случаях для стимуляции образования нейрональных связей и улучшения мозговой активности в качестве вспомогательной терапии могут использоваться медикаментозные средства из групп ноотропов (пирацетам, аминофенилмасляная кислота).

Как помочь своему ребенку с дислексией?

Родители также могут внести серьезный вклад в коррекцию дислексии у ребенка, соблюдая ряд несложных советов и рекомендаций. Чтобы сгладить симптомы патологии [4]:

  • Читайте вслух своему ребенку. Это улучшит словарный запас и навыки аудирования, а также будет способствовать развитию интереса к книгам.
  • Читайте книги вместе. Совместное чтение, после которого следует обсуждение и анализ прочитанного, способствует коррекции дислексии.
  • Закрепляйте пройденный материал. Повторное прочтение любимой книги укрепит ее понимание и позволит убедиться в полноценном ознакомлении с текстом.
  • Позволяйте ребенку читать самостоятельно. Детям также нужна возможность читать в одиночку, которая поощряет их независимость и уверенность.
  • Сделайте чтение веселым. Чтение должно доставлять удовольствие, а не быть рутинной работой. Используйте книги, которые интересуют вашего ребенка, и убедитесь, что чтение проходит в непринужденной и комфортной обстановке.

Совместное чтение помогает развивать детям необходимые в обучении навыки. Фото: Kuzmichtudio / Depositphotos

Причины

Этиология дислексии является многофакторной, связанной с генной наследственностью и факторами риска окружающей среды. Среди многообразия причин развития дислексии выделяют:

  • Генетически обусловленные нарушения чтения. Установлено, что гены-кандидаты развития дислексии (DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319, C2orf3 и MRPL2) оказывают негативное влияние на регуляцию миграции нейронов, что вызывает изменение физиологически нормального морфогенеза коры мозга и приводит к нарушению на клеточном/сетевом уровнях соединений нейронов. Как следствие — нарушение процесса обучения, требующего своевременной, быстрой и точной интеграции нейронных систем.
  • Пре/перинатальная патология в анамнезе (нарушения структур мозга по гипоксическому типу) — предлежания плаценты, аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах, черепно-мозговые травмы при использовании методов механических родовспоможений, травмы в постнатальном периоде.
  • Токсическое воздействие (при алкоголизме матери, неконтролируемом приеме медикаментозных препаратов, болезнях роженицы (диабет, нефропатия и др.), несовместимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденных).
  • Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода/ребенка при заболеваниях беременной или ребенка в постнатальный период (нейроинфекция, корь, эпидемиологический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).
  • Явное/латентное левшество.
  • Психотравмы в раннем детстве.
  • Социальные факторы в виде дефицита речевого общения, неблагоприятной речевой среды, окружение, билингвизм, раннее начало/высокий темп обучения, педагогическая запущенность.

Ниже схематически обобщены основные причины развития дислексии.

Симптомы

Симптомы дислексии у детей могут варьировать в широких пределах в зависимости от вида дислексии, возраста и характеристик психики ребенка. Помимо специфических симптомов для каждой формы дислексии есть и общая симптоматика, встречающаяся у большинства детей.

Основные признаки включают: слаборазвитый навык чтения, не запоминание букв, дефекты звукопроизношения, неточность употребления/понимания слов, бедность словарного запаса, искажения звуко-слоговой структуры речи/письма (изменение последовательности букв/слогов, побуквенное/послоговое чтение, пропуск слов, несвязность, отсутствием развернутых предложений), нарушение понимания читаемого текста, несогласованность частей речи в падеже, числе и роде, затруднение воспроизведения ряда 3-5 звуков/слов.

Дислексия у детей часто сопровождается сопутствующими признаками, такими как:

  • Быстрая утомляемость.
  • Жалобы на головную боль после чтения.
  • Слабая концентрация внимания/проблемы памятью, плохая координация.
  • Избегание чтения/выполнения письменных работ.
  • Гиперактивность/повышенная возбудимость.
  • Дезориентация/рассеянность.
  • Яркие эмоциональные реакции.
  • Раздражительность.
  • Плохая организованность.

Симптомы дислексии у взрослых практически аналогичны. При этом взрослые достаточно успешно «маскируют» характерную для дислексии симптоматику. Как правило, дислексия у взрослых сопровождается психологическим трудностям в виде эмоциональной нестабильности, психологического дискомфорта; рассеянности и склонности к мечтательности, трудностей концентрации на одной проблеме, склонности к быстрой потере интереса, стремлению уйти от действительности, неуверенности в себе, страха совершить ошибки, высокого уровня тревожности.

Виды дислексии

Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:

  • Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
  • Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
  • Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
  • Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
  • Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
  • Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)

Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.

Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.

К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.

Анализы и диагностика

Диагностика дислексии базируется на данных анамнеза и логопедического обследования, включающего характеристики уровня чтения, письма и сформированности устной речи, проведение онлайн теста на дислексию: «Рядоговорение», «Кулак – ребро – ладонь», «Ри и др. Сбор анамнеза предполагает беседу с ребенком/родителями, выяснение наличия осложнений беременности/болезней матери в этот период, чем переболел ребенок, выявление особенностей формирования речи, оценка успеваемости ребенка в школе и др.

Логопедическое обследование включает:

  • Диагностику устной речи (звукопроизношение, фонематическое развитие, сформированность слоговой структуры слова/связной речи, состояние речевой моторики и артикуляционного аппарата).
  • Диагностику письменной речи (оценка работы с письмом: написание текста на слух, списывание с текста, самостоятельное написание; оценка правильности написания ребенком текста и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическую диагностику, включающую выяснение уровня интеллекта, памяти, способность к анализу/синтезу, оптико-пространственному ориентированию и др.
  • Обследование ребенка отоларингологом/офтальмологом с целью определения и оценки состояния слуховой/зрительной функции.

Диета

В питании детей большое значение играют жиры как энергетический материал и компонент мембран клеток. Жиры — это поставщики жирорастворимых витаминов, линолевой и альфа-линоленовой жирных кислот. Линолевая омега-6 и альфа-линоленовая омега-3 кислота — это незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК). Основной функцией этих жирных кислот является формирование клеточных мембран. В организме не синтезируются линолевая и альфа-линоленовая жирные кислоты, поэтому они должны ежедневно поступать с пищей в виде компонентов питания или пищевых добавок. В последнем триместре и первые 3 месяца жизни новорожденного для роста головного мозга необходимы большие количества омега-6 и омега-3-кислот.

При недостаточном количестве их в рационе беременной и матери задерживается рост и развиваются неврологические нарушения. Основной источник омега-3 ПНЖК — лосось, скумбрия, форель, сардины сельдь, палтус, морепродукты и льняное масло. Омега-6 содержатся в орехах и растительных маслах (соевое, подсолнечное, рапсовое, оливковое).

Многими авторами предлагается использовать ДЦПНЖК (длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты — арахидоновая и докозагексаеновая) для коррекции когнитивных нарушений у детей с дефицитом внимания, гиперактивностью, диспраксией (нарушение двигательных функций) и дислексией.

Длинноцепочечные жирные кислоты синтезируются в организме из ПНЖК. Из альфа-линоленовой кислоты синтезируются омега-3 (эйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты), а из линолевойомега-6 (арахидоновая кислота). Однако процесс превращения ПНЖК в ДЦПНЖК многоступенчатый и не всегда присутствуют в необходимом количестве определенные ферменты или они недостаточно активны в первые месяцы жизни ребенка. Поэтому даже при нормальном поступлении альфа-линоленовой кислоты не может образоваться необходимое количество докозагексаеновой кислоты для развития нейронов.

Докозагексаеновая и арахидоновая кислоты в преобладающем количестве находятся в сером веществе мозга и являются важными субстратом для развития нервной системы. Особенно велика их роль во внутриутробном периоде и периоде новорожденности, когда производные этих кислот (нейротрансмиттеры) выполняют важную функцию — стимулируют нейрогенез. Эти жирные кислоты находятся в грудном молоке и имеют большое значение в метаболизме и развитии мозга у детей первого года жизни. Дети первого года быстро растут и развиваются, поэтому для адекватного развития их питание должно включать оптимальное количество основных пищевых веществ. В первые месяцы жизни это обеспечивается материнским молоком и молочными смесями, которые обогащены ДЦПНЖК. В женском молоке преобладают линолевая, затем по убыванию следуют арахидоновая, альфа-линоленовая и докозагексаеновая кислоты. В молочную смесь добавляется докозагексаеновая в виде рыбьего жира, также смеси обогащаются арахидоновой кислотой, поскольку ее производные стимулируют рост нервных волокон и развитие мозга. Примерами таких смесей служат Фрисопре (для недоношенных), Фрисолак ГА (гипоаллергенная смесь), а для улучшения когнитивного развития — Фрисолак 1 Gold и 2 Gold, Фрисолак 3 для детей 1-3 лет.

Профилактика

Профилактика этого расстройства у ребенка начинается с момента беременности. Для этого женщина должна:

  • Вести здоровый образ жизни.
  • Правильно питаться, употребляя полезные для своего организма и плода продукты. Рацион беременных должен обогащаться полиненасыщенными жирными кислотами. Докозагексаеновая кислота способствует физиологическому протеканию беременности. Если в питание включаются жирная морская рыба и морепродукты или с середины беременности и после родов женщины принимали рыбий жир, у детей отмечаются высокие показатели нервно-психического развития, в 2-2,5 года — хорошее речевое развитие и хорошо развитая мелкая моторика, а в 4 года — высокий уровень интеллектуального развития.
  • Выполнять назначения гинеколога при выявлении заболеваний или инфекций во время беременности.
  • Немаловажное значение имеет правильное ведение родов с исключением травм во время родов.

После рождения, начиная с первых месяцев жизни, родители должны постоянно разговаривать с малышом — общение дает начальное восприятие звуков и создание образов в его памяти. Когда он начнет говорить, можно совместно придумывать песни и сказки, предлагать ребенку продолжить и закончить сказку или рассказ. В дошкольном возрасте важно развивать память и внимание. У ребенка нужно развивать мышление слуховое и зрительное внимание. Развивать тактильные ощущения можно написанием букв на спине или на руке, также можно просить ребенка узнавать буквы из игры «Алфавит» на ощупь.

Немаловажное значение имеет развитие мелкой моторики (массаж пальцев, игры пальчиками, использование обводок и штриховок). При неправильном произношении звуков или неправильном построении предложения, нужно сразу начинать занятия с логопедом — устранять общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие. Коррекция этих дефектов поможет в дальнейшем улучшить навыки чтения. Нарушение слухового и визуального восприятия речи часто имитируют дислексию, поэтому ребенок должен осматриваться окулистом и ЛОР врачом.

Как происходит процесс чтения?

В норме в процесс чтения вовлекаются разные функциональные зоны. В первую очередь это анализаторы, отвечающие за восприятие зрительной информации, воспроизведение и звуковое восприятие речи: зрительный, речедвигательный и речеслуховой. Они активируются последовательно, благодаря чему чтение можно разделить на несколько этапов:

  • Визуальное восприятие, узнавание и различение букв.
  • Соотнесение видимых букв с соответствующими звуками.
  • Слияние воспринятых звуков в слоги.
  • Объединение слогов в слово, а слов – в предложение.
  • Осознание прочитанной информации.

Список источников

  • Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт- Петербург, «Речь», 2003. 330с.
  • Маслова О.И. Нарушения и коррекция когнитивных функций школьников. Фармацевтический вестник. — 2004.- №14.- с. 28.
  • Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.; 2006.
  • Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Чутко Л.С., Дидур М.Д. Дислексия как мультидефицитарное расстройство. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(7): 1–7.
  • Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]