Как вернуть голос и вылечить голосовые связки


Наш голос — это главный инструмент общения. Благодаря нему мы доносим нужную информацию до окружающих, можем высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Для кого-то голос стал неотъемлемой частью профессии и средством зарабатывания денег (например, для певцов или дикторов).

Но наш голос не всегда звучен и громок. Как любой другой орган или система человека, наш голосовой аппарат может давать сбой.

Состояние, когда голос садится и становится сиплым, в медицине называют дисфонией. Временная потеря голоса называется афонией.

Пропавший или севший голос становится для человека настоящей проблемой, особенно если он представитель речевой профессии.

Запишитесь на приём прямо сейчас!

Позвоните нам по телефону или воспользуйтесь формой обратной связи

Записаться

Почему же возникают такие проблемы? Какое лечение быстро и эффективно их устранит? Какие меры профилактики помогут избежать появления афонии в будущем? Ответы на эти и другие вопросы найдёте в нашей новой статье.

Как возникает голос

Чтобы понять, почему возникают проблемы с голосом, нужно разобраться с механизмом его образования. Большую роль в возникновении голоса играют голосовые связки, расположенные в гортани. Они состоят из мышечной и соединительной ткани. Между связками есть расстояние — голосовая щель. Когда человек молчит, эта щель широко открыта, когда говорим или кричим, она сужается. Звук образуется, когда поток воздуха из лёгких проходит через голосовую щель, при этом вызывая вибрации и колебания связок. При этом связки в момент прохождения через них воздуха должны быть натянуты и смыкаться.

Логично, что, если у человека садится или пропадает голос, значит голосовые связки по каким-то причинам не примыкают друг к другу. У человека в этот момент получается только шептать: шёпот возникает при трении потока воздуха о стенки гортани.

Чаще всего проблемы с голосовыми связками ассоциируют с инфекционными болезнями верхних дыхательных путей, но вы удивитесь, что болезни горла — лишь вершина айсберга.

Реальных причин воспаления голосовых связок гораздо больше, и не всегда они связаны с ЛОР-органами.

Образование звуков

Процесс звуко- и голосообразования хорошо изучен на протяжении последних десятилетий. Акустический компонент речи возникает в результате работы мускулатуры периферического аппарата. Это работает следующим образом. При начале разговора, человек бессознательно делает медленный выдох. Поток воздуха из легких попадает в гортань, связки которой находятся в определенном положении, соответствующем требуемому звуку. Кроме того, язык, губы и нижняя челюсть также принимают необходимое положение. Вибрация голосовых связок в гортани при прохождении потока воздуха и создает звук, который корректируется органами ротовой полости.

Речь − это комплексный процесс, в котором участвует несколько десятков анатомических образований. Органические или функциональные нарушения в любом из них приведут к изменению голоса или появлению речевых дефектов различной степени выраженности.

Причины воспаления голосовых связок

  • Инфекционные болезни ЛОР-органов. Это самая частая причина воспаления голосовых связок. Фарингит, тонзиллит, грипп, бронхит, коклюш, корь и т.п. часто осложняются поражёнными голосовыми связками. То есть в этих случаях проблемы с голосом — скорее следствие (симптом), а не основная болезнь.
  • Ларингит. Болезнь представляет собой воспаление гортани, затрагивающее и голосовые связки. При ларингите они заметно утолщаются, становятся дряблыми, не могут полноценно сомкнуться. Возбудителями острого ларингита чаще выступает вирусная инфекция, реже — бактерии и грибы. Помимо дисфонии больной жалуется на такие симптомы, как приступы сухого кашля, зуд в горле, чувство кома в глотке. Если воспалительный процесс в гортани хронизовался, мы говорим о хроническом ларингите. Эта форма заболевания может привести к патологическим изменениям голосовых связок. Хронический ларингит может протекать в трёх формах — катаральной, гиперпластической и атрофической. При катаральной форме, как правило, наблюдаются такие симптомы, как дисфония (охриплость, сиплость, изменение тембра голоса), сухой кашель в течение дня, по утрам выделяется мокрота. Гиперпластическая форма чаще всего диагностируется у представителей речевых профессий, которые по роду своей деятельности часто перенапрягают свои голосовые связки. При этом они утолщаются, и на них образуются небольшие наросты — так называемые «певческие узелки». При атрофической форме возникает истончение слизистых оболочек, что проявляется не проходящим кашлем, неприятными ощущениями в горле и потерей голоса.
  • Переохлаждение. Проблемы с голосом могут появиться при непосредственном воздействии низких температур на горло, например, при вдыхании морозного воздуха ртом или при употреблении ледяных напитков.
  • Перенапряжение голосовых связок. Повышенную нагрузку на голосовой аппарат испытывают те люди, которые должны долго и много говорить или петь по роду своей деятельности. Это певцы, дикторы, учителя, лекторы, гиды, операторы контактных центров и т.п. В данном случае, голос — их рабочий инструмент, поэтому быстрое и качественное лечение голосовых связок — вопрос для них приоритетный.
  • Сильный и громкий крик. Если громко и истошно кричать, говорить на повышенных тонах какое-то время или подпевать исполнителю во время концерта, можно «сорвать» голос. И при этом не нужно быть профессиональным певцом, чтобы перенапрячь связки. Кстати, перенапрягают свой голос не только представители речевых профессий. Если человек работает на заводе, где вокруг целый день шумит оборудование, ему приходится «перекрикивать» грохот, чтобы поговорить с напарником. Проведите так полный рабочий день, и на утро обязательно появится осиплость.
  • Воздействие на слизистые оболочки гортани химических веществ, паров и соединений. Такому воздействию подвержены работники вредных производств. Поэтому обязательно во время работы необходимо надевать средства индивидуальной защиты.
  • Термические ожоги. Иногда наспех съеденная горячая еда может привести к ожогу гортани и, соответственно, появлению хриплого голоса.
  • Хронические заболевания ЛОР-органов. Наличие постоянного источника инфекции в организме может спровоцировать переход инфекции на слизистую оболочку гортани, вызвав тем самым, её воспаление.
  • Аллергические реакции. При контакте с аллергеном возникает ответная реакция организма, которую называют аллергической реакцией. Она может проявиться отёчностью гортани и появлением осиплости или хрипоты. В особо тяжёлых случаях может возникнуть отёк Квинке — сильнейший отёк гортани, когда полностью перекрываются нижние дыхательные пути, и при отсутствии экстренной помощи и лечения простая аллергия может закончиться летальным исходом. Самыми распространёнными аллергенами являются домашняя пыль, шерсть домашних питомцев, пыльца, лекарственные средства, морепродукты, цитрусовые, шоколад и другие продукты питания. Также к этому пункту можно отнести продолжительное пребывание в пыльных помещениях с загрязнённым воздухом. Если вы работаете в таких неблагоприятных условиях, необходимо позаботиться о средствах индивидуальной защиты, например, о маске-респираторе.
  • Новообразования гортани. Это могут быть папилломы, кисты, гранулёмы, певческие узелки, рак и т.п. Заподозрить наличие новообразований можно, если вдруг без видимых причин и наличия других симптомов стал пропадать или садиться голос.
  • Неврологические расстройства. Проблемы с нервной системой могут негативно сказаться на любом органе, а том числе на гортани. Поэтому некоторые неврологические расстройства, стресс или нервное перенапряжение иногда приводят к временной потере голоса.
  • Курение. Никотин и другие вредные вещества, содержащиеся в сигаретах, негативно воздействуют на слизистую оболочку гортани. При частом и длительном табакокурении голос приобретает характерную охриплость и огрубевает. Очень часто такие изменения в голосе становятся необратимыми. Единственное средство для лечения голоса в этом случае — как можно раньше остановиться и бросить вредную привычку.

Наличие такого количества причин, вызывающих проблемы с голосом, сильно затрудняет самостоятельную постановку диагноза. Например, определить у себя наличие новообразований в гортани невозможно. Поэтому при появлении осиплости, охриплости или потери голоса необходимо обязательно проконсультироваться с оториноларингологом.Дальнейшая тактика лечения болезни будет понятна после непосредственного осмотра и постановки правильного диагноза.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Анатомия речи

Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Дыхательный отдел

Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.

К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.

Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.

Голосовой отдел

В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.

Одна из самых частых жалоб пациентов − изменение характеристик голоса. Наиболее часто подобное состояние связано с функциональными расстройствами, возникающими на фоне инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Звукопроизносящий отдел

Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.

Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.

Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.

Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.

При появлении речевого дефекта не следует пытаться самостоятельно устранить его. Подобным лечением должен заниматься логопед или врач.

К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.

Симптомы

Чаще всего боль в голосовых связках обнаруживается на утро. Но крайне редко осиплость или потеря голоса протекает бессимптомно. Помимо проблем с голосом в зависимости от конечного диагноза или состояния, спровоцировавшего поражение связок, у человека могут проявляться следующие симптомы:

  • першение и сухость в горле;
  • боль в горле;
  • кашель;
  • хрипота;
  • зуд в гортани;
  • зуд в глазах;
  • выделения из носа;
  • повышенная температура тела.

Появления хотя бы одного из этих признаков в сочетании с потерей голоса или осиплостью уже достаточно, чтобы записаться на приём к ЛОР-врачу для назначения эффективного лечения. При лечении заболевания доктор опирается прежде всего на результаты осмотра пациента и определения причины патологии.

Как только причина проблем с голосовым аппаратом установлена, можно приступать к лечению горла.

Как лечить голосовые связки?

Традиционно лечением воспаления глотки и гортани занимается ЛОР-врач. Если дисфония связана с инфекционным заболеванием, схема лечения может включать приём антибиотиков, противовирусных или противогрибковых препаратов, противовоспалительных и антисептических средств, леденцов и пастилок от кашля и боли в горле, полоскания горла, проведение ингаляций и курса физиотерапевтического лечения. ЛОР-врач также поможет в случае, если потеря голоса связана с ожогами гортани или воздействием на неё вредных веществ.

Лечением перенапряжённых связок занимается врач-фониатр. После проведённого осмотра пациенту будет назначена схема лечения, включающая помимо традиционных методов лечения специальные упражнения, чтобы проблема впоследствии не повторялась.

Если дисфония — следствие аллергической реакции организма на раздражитель, лечение нужно проводить под контролем аллерголога. Лечением неврологических расстройств и последствий перенесённого стресса занимаются невролог и психотерапевт. Если в ходе осмотра были обнаружены новообразования гортани, дальнейшее лечение необходимо продолжить у онколога.

Таким образом, тактика лечения будет зависеть исключительно от причины, вызвавшей дисфонию или афонию!

Профилактика

Во многом появление дисфонии — это сигнал, что где-то что-то не досмотрели и не уследили за своим здоровьем. Чтобы не пришлось впоследствии лечиться у ЛОР-врача:

  • вовремя лечите инфекционные заболевания;
  • не переохлаждайтесь, не дышите ртом на морозе и не пейте ледяные напитки;
  • не кричите, не разговаривайте на повышенных тонах;
  • делайте перерывы, если вынуждены много и долго говорить;
  • делайте специальные упражнения, рекомендованные фониатрами, позволяющими избежать нагрузки на голосовой аппарат;
  • избегайте контактов с аллергенами;
  • работайте в масках, если вы трудитесь в неблагоприятных условиях;
  • откажитесь от курения.

Если проблема всё-таки появилась, не занимайтесь самодиагностикой и самолечением: своевременное посещение ЛОР-врача поможет избежать осложнений и ускорит процесс выздоровления.

В «Лор Клинике Доктора Зайцева» приём ведут высоко квалифицированные ЛОР-врачи и фониатры с богатым практическим опытом работы. При появлении первых признаков проблем с голосом, пожалуйста, звоните по телефонам; +7 (926) 384-40-04 и приходите!

С радостью вам поможем!

Улезько Галина Митрофановна

Гигиена голоса

врач-фониатр Г. М. Улезько (Методические указания для лиц голосовых профессий: вокалистов, актеров, преподавателей, лекторов, экскурсоводов, воспитателей детских садов, студентов, руководителей и др.)
В методических указаниях изложены следующие вопросы: понятие “голос” и его составляющие; анатомия и физиология гортани; факторы, обусловливающие заболевания и меры предотвращения наиболее часто встречающихся заболеваний; гигиена голоса при мутации, беременности, на вредных производствах, гормональных дисбалансах, заболеваниях ЛОР-органов, заболеваниях других органов и систем; курение и алкоголь как отрицательные факторы для голосовой функции; мероприятия по гигиене голоса. Для широкого круга читателей.

Введение.

Голос — звук, посредством которого возможно общение между живыми существами. По академику Павлову — это вторая сигнальная система, которой обладает только человек. Голос — средство коммуникации, им можно передать различные тонкие эмоциональные переживания: радость, боль, страх, гнев, восторг, опасность. Сложные нервные связи руководят голосовой функцией, расстройство этой координации ведет к нарушению голоса. Благодаря множественным оттенкам голосовой окраски можно им воздействовать на нервную систему другого человека. Этот факт используется в практике психотерапевтов как звукотерапия.

Характеристики:

  • I форманта (2) — отвечает за низкие частоты в разговорной речи;
  • II форманта (3) — отвечает за высокие частоты в разговорной речи;
  • низкая певческая форманта (4) — отвечает за низкие частоты в певческом голосе;
  • высокая певческая форманта (ВПФ) (5) — III форманта — имеется только в певческом голосе, придает голосу особую звонкость, полетность, “металл”, увеличивает силу голоса, улучшает интонирование, способствует улучшению качества вибрато. Чем выше ее столб амплитуды колебаний на спектрограмме, тем сильнее и красивее такой голос.

Голос лишенный высоких частот кажется слушателю глухим “как из бочки”, “стелющимся”, более тихим, быстро угасающим, без звона.

Голос лишенный низких частот обладает раздражающим действием на нервную систему. Чрезмерное преобладание в нем высоких частот делает его визгливым, неприятным для слушателя.

Индивидуальные гармоники (обертоны) (6) — придают неповторимую, присущую только данному индивидууму окраску голоса. Голос тем богаче, чем больше обертонов имеет. Из данных звукофонда Гостелерадио (В.Г. Ермолаев “Руководство по фониатрии”) разложенный на спектрограмме голос Э. Карузо имел самую высокую частоту колебания III форманты и самый богатый набор индивидуальных гармоник.

Итак, красивый здоровый голос должен иметь полную сумму характеристик, чтобы звучать полноценно и радовать слух окружающих. А сочетание различных звуковых частот выражается многообразием окраски звука.

Анатомия и физиология гортани.

Аппарат (инструмент), которым человек извлекает звук (голос) — гортань.

Структурные элементы гортани:

  1. Истинные голосовые складки (ИГС) — в их толще заложена голосовая мышца. Вибрируя, под давлением воздуха на вдохе, производят звук. Их движения руководит центральная нервная система (ЦНС). С помощью микроларингостробоскопа (аппарата, позволяющего увидеть движение складок) их движения определяются в виде взмахов “крыльев бабочки”, совершающих колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В норме их поверхность белая, блестящая, смыкание полное.
  2. Вестибулярные (“ложные”) связки. Существуют для компенсации функции ИГС в случае их травмы (невозможность движения при параличе, удаление одной из ИГС при раке гортани). При их смыкании звук ниже, глуше и грубее обычного, наступает быстрая утомляемость. При правильной координации мышц и здоровой гортани ложные складки неподвижны, при функциональных заболеваниях гортани (нервной дискоординации) может появляться склонность к смыканию.
  3. Черпаловидаые хрящи. На их голосовых отростках крепятся ИГС. Отростки работают как «шарниры», совершают различные движения, посредством которых ИГС двигаются в разных плоскостях
  4. Черпалонадгортанная складка
  5. Надгортанник — защитное приспособление организма, закрывает вход в гортань при глотании
  6. Грушевидные синусы (ямки) — углубления в виде карманов.
  7. Передняя спайка (комиссура) — соответствует передней части истинных голосовых складок.
  8. Межчерпаловидное пространство
  9. Желудочки гортани — углубление в виде щели между истинными и ложными складками.

Голосовой аппарат необходим для общения любому человеку, но для профессионала голоса является показателем профессиональной пригодности. Этим лицам необходим здоровый аппарат, но на них падает большая голосовая нагрузка.

Профессионалы голоса.

К профессионалам голоса относятся:

  • певцы;
  • чтецы;
  • актеры;
  • экскурсоводы;
  • агитаторы;
  • воспитатели детских садов;
  • учителя и преподаватели;
  • юристы;
  • массовики-затейники;
  • дикторы радио и телевещания;
  • лица, занимающие руководящие должности;
  • диспетчеры;
  • телефонисты;
  • студенты театральных и вокальных учебных заведений.

Эти лица в связи с различными факторами могут страдать теми или иными заболеваниями голосового аппарата, которые не позволяют заниматься им профессиональной деятельностью.

Разберем вредные факторы, изучив которые, ясны меры гигиены голоса и профилактики заболеваемости.

Воспитатели детских садов.

Им постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого детскими голосами, спектральная энергия которых доходит до1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до70-72 дБ. Во время же прогулок аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.

Экскурсоводы.

Большая количественная голосовая нагрузка. В ряде случаев присоединяется шум, недостаточность вентиляции, повышенное содержание пыли и фактор охлаждения. Работники городского экскурсионного бюро испытывают резкие перепады температуры воздуха, шум городского транспорта, сотрясения, действия паров бензина и газов на дыхательные пути. Неисправность или отсутствие микрофона в автобусе увеличивают нагрузку на голосовой аппарат.

Преподаватели и ораторы.

Им приходится ежедневно перегружать голосовой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеет большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль, мел), степень относительной влажности, сохранение должной степени тишины в аудиториях, акустические свойства помещения, где проходят занятия, лекции.

Артисты и студенты театральных ВУЗов.

Большая речевая нагрузка на репетициях, спектаклях, занятиях по сцен. речи, использование обширного диапазона от тихого до очень громкого, подражание голосам животных, голосам несвойственных данному возрасту (детскому, старческому), передача эмоциональных состояний (крика, плача). Это ведет к работе аппарата на экстремальных условиях несвойственных нормальному речевому режиму человека. Сочетание работы голоса с различными движениями по сцене; неудобные громоздкие костюмы, реквизит; сценическая пыль; лаки, краски декорация неблагоприятно воздействуют на голос.

Вокалисты — особенно студенты начальных курсов вокальных отделений.

На них неблагоприятно воздействуют:

  • Большие ежедневные вокальные нагрузки, непривычные ранее (способствуют перегрузкам);
  • Использование твердой атаки, форсированного звука;
  • Пение в несвойственной данному голосу тесситуре (как очень высокой, так и очень низкой);
  • Пение без вибрато. Вибрато способствует снятию мышечного напряжения при удержании звука. Плоский звук без вибрато накапливает статическое напряжение.
  • Неотработанная вокальная техника: пение без должного диафрагмально- нижнереберного дыхания, особенно у вокалистов, практикующих классическое пение.
    Неверная смена грудного и головного регистров, использование фальцетного режима: низкоэнергетического уровня, при котором работают лишь края голосовой мышцы вместо всей толщи мышечной массы. При пении в таком режиме наблюдается быстрое утомление и несмыкание в виде овальной щели, которая именуется в литературе как “вокальный парез”. У такого вокалиста при неотработанной технике обязательно будут проблемы с голосом.

    Пение без техники правильного дыхания ведет к гипертонусу вспомогательной мускулатуры шеи и верхних отделов грудной клетки и нарушению смыкания связок.

  • Большое значение для голосовой мышцы имеет отдых. Полное восстановление голосовой функции у вокалиста-профессионала наступает через 6-12 часов голосового покоя (индивидуально от времени голосовой нагрузки), студенту вокального отделения времени для отдыха требуется больше (индивидуально в зависимости от наступления утомления).
    Исследования, проведенные с целью определения времени, когда полностью исчезают признаки утомления голоса, позволяют считать, что после спектакля для полного восстановления голоса солиста требуется отдых не менее суток. Перерыв между выступлениями в больших спектаклях для ведущих солистов требуется 3-4 дня.
  • Для профилактики расстройства голоса запрещается пение во время менструального цикла, когда ИГС отечные, на них выражена сосудистая сеть, усилено местное кровообращение. Причем также опасны для голосовых срывов первые 2 дня перед месячными. При пении в такой период наблюдается физиологический прилив крови к ИГС, нарушение подвижности свободного края из-за некоторого отека. Поэтому существует опасность несмыкания, возникновение узелков ИГС или даже кровоизлияния в голосовую мышцу. В связи с этим в оперных театрах и Госфилармониях официально первые З дня менструального цикла у певиц объявлены нерабочими. Но в идеале петь нельзя на весь период месячных.
    В связи с коммерцизацией творческой деятельности и подписания долгосрочных контрактов отдых становиться невыполнимым препятствием. Тогда вокалистка должна филигранно использовать технику дыхания, избегая форсированных нот и подбирать репертуар, легкий для этих дней. В крайнем случае, выполнять назначения фониатра в эти дни (петь «под прикрытием» лекарственных средств). Но это все равно нарушение гигиены голоса, которое может привести к формированию патологии.

Для понимания патологии людьми, не имеющими профессионального медицинского образования, мы можем схематично разделить заболевания гортани на:

  1. Функциональные заболевания гортани
  2. Органические заболевания гортани: острый ларингит
  3. хронический ларингит
  4. доброкачественные образования гортани
  5. злокачественные образования гортани
  • Мутационные нарушения голоса
  • Дисгормональные нарушения голоса
  • Парез (частичная неподвижность) или паралич (полная неподвижность) движения гортани
  • Наиболее частые заболевания у профессионалов голоса и причины, их вызывающие.

    Функциональные нарушения голоса —

    Связаны с нарушением координации между голосовыми складками и ЦНС, с включением в фонацию ненужных вспомогательных мышц шеи и грудной клетки, отключение из координации диафрагмы (её спастика).

    В основе нарушений лежат очень сложные нервные механизмы.

    В результате наблюдаются патологические движения ИГС:

    • недостаточное смыкание (гипотония);
    • чрезмерное судорожное смыкание (спастическая дисфония);
    • иногда может быть множество жалоб на утомляемость голоса во время пения, а при осмотре картина гортани в норме (фонастения — истощение);
    • может быть полная потеря звучности голоса, только шепотная речь, связки выглядят нормально, но смыкаются асинхронно, картина все время меняется (функциональная афония);

    Этим заболеваниям способствуют голосовые и нервнопсихические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. У профессионалов голоса: общее утомление, перенапряжение голоса, форсированное пение, пение во время месячных, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания. Как правило, развивается у лиц с неустойчивой нервной системой. Неудачи у вокалистов во время нения некоторых нот (пассажей) вызывают страх перед новым выступлением, увеличивая таким образом нервную нагрузку.

    Хронический ларингит (воспаление гортани) —

    Может быть связан у лиц голосовых профессий с повторными (частыми) респираторными заболеваниями и нагрузкой на работе в этот период, а также с нарушением голосового режима. Частые перенапряжения вызывают упорные ларингиты. Непролеченная инфекция соседних ЛОР-органов также поддерживает воспаление гортани.

    Узелки певцов (крикунов) —

    Образования на краях ИГС, возникают из- за голосовой травмы (крик, кашель), форсированное пение, пение во время острых воспалительных заболеваний дыхательных путей, во время месячных. Некоторые больные отмечают, что при этой патологии не могут петь рiаnо, когда как forte хорошо получается.

    Кровоизлияние в голосовую складку —

    Может быть как у профессионалов голоса, так и у любых лиц. Как правило, может возникнуть в результате:

    • сильного сухого надрывного приступообразного кашля с закрытым ртом, когда возрастает подскладочное давление (часто при трахеитах);
    • в результате резкого форсированного визга, крика;
    • подъёма тяжести;
    • пения во время месячных;
    • при пении во время ларингита, когда особенно выражена сосудистая сеть.

    Исключение неблагоприятных факторов в данном случае является гигиеной голоса.

    Другие заболевания гортани, возникающие у лиц любых профессий.

    Острый ларингит —

    Возникает при резком переохлаждении, острой вирусной инфекции, при употреблении холодных напитков, после перегревания, несвоевременном лечении заболеваний верхних дыхательных путей, пребывания в помещении с высокой концентрацией химических раздражающих веществ. На период лечения рекомендован полный голосовой покой, режим на больничном листе до полного выздоровления.

    Злокачественные и доброкачественные образования гортани —

    Большую роль играет отказ от курения, соблюдение голосового режима у больных хроническим ларингитом и своевременное лечение хронического ларингита.

    Парез или паралич гортани (односторонний или двусторонний) —

    Серьезная патология голоса, требующая вдумчивой диагностики и длительной кропотливой коррекции.

    Бывает посттравматической или неясной этиологии (причины).

    • Посттравматический парез — после травм (удар, кровоизлияние) или операций на шее (щитовидная железа, сосуды) или органах грудной клетки.
    • Неясный по причине парез — может наступить при онкологических и других образованиях в головном мозге, гортани или близлежащих к ней органов или органов грудной клетки. Любое механическое препятствие опухолевого или другого характера (кисты, инсульты, кровоизлияния мозга, заболевания сердца, грудных лимфоузлов и др.) может поражать центр или периферию и нарушать передачу нервных импульсов и вызывать затруднение подвижности элементов гортани

    Гигиеной голоса в данном случае является своевременное выявление и устранение основных механических причин заболевания (не позднее 6 месяцев с возникновения жалоб), а также быстрое снятие послеоперационных отеков шеи. Также важно не опоздать с медикаментозной терапией и научиться новому голосоведению на занятиях с фонопедом, что поможет адаптироваться в новых условиях.

    Мутационные нарушения голоса.

    Гигиена голоса подростка.

    В период полового созревания (для голоса период перестройки называется мутацией) происходит мощный выброс в кровь гормонов, изменение кровообращения органов и систем, рост мышц и костей, изменение функционирования желез внутренней секреции. До периода полового созревания голосовая мышца была еще не сформирована, в толще голосовой складки с годами постоянно росла масса мышечных волокон. В период мутации цвет мышцы может быть изменен до розового из-за сильного прилива крови, может быть несмыкание, краевой отек. Могут быть и неизмененные голосовые складки.

    Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и данного индивидуального гормонального фона. Для нормального протекания мутации важны закаливающие процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма. Занятия пением должны быть дифференцированы: только с опытным педагогом, имеющим опыт работы с детьми в мутацию и четко отмечающим период наступления утомления голоса. У детей с измененным тембром голоса, предъявляющих жалобы на голос и недостаточном опыте педагога занятие вокалом на период мутации не рекомендованы. Динамический контроль мутации должен осуществляться фониатром так часто, насколько этого требует педагог для оценки правильности своих занятий.

    Диапазон произведений должен четко соответствовать возрастному и индивидуальному диапазону ребенка. Завышение тесситуры может привести к голосовым расстройствам. Время занятий должно быть уменьшено т.к. голос быстро утомляется, во время занятия — несколько перерывов по 3- 5 минут. Общее время с перерывами не более 40 минут в день. Девочкам с начавшимися месячными следует объяснять, что пение в этот период противопоказано. Связан с мутацией тот факт, что набор студентов на вокальные отделения осуществляется среди лиц не моложе 18 лет. В этот период уже сформирована голосовая мышца, закончены гормональные перестройки, а выносливость голоса высокая за счёт молодости организма.

    Гигиена голоса на различных производствах.

    Существуют группы производств, где вдыхание различных веществ отрицательно воздействует на все слизистые, в частности и на голос. Среди них: шахтеры, деревообрабатывающая, металлургическая, текстильная, хлопкообрабатывающая промышленности, производство антибиотиков, сельское хозяйство.

    Вещества, вдыхаемые через дыхательные пути, оказывают раздражающее, токсическое, воспалительное, аллергизирующее действие на весь дыхательный тракт и на ИГС. При появлении утомляемости, осиплости голоса, при первых жалобах: обследовании в отделении профпатологии и прекращение контакта с вредным веществом.

    Гигиена голоса при беременности.

    У вокалисток в период беременности индивидуально голос может изменяться двояко: как улучшение, так и появление утомляемости, осиплости. Это связано с мощным изменением гормонального фона, изменением кровоснабжения ИГС. У вокалисток, не предъявляющих жалобы, занятия вокалом разрешены до начала шевеления плода. На более позднем сроке плод может испытывать кислородное голодание во время пения, т.к. выдох во время пения долгий и новая порция кислорода не поступает не сразу. Но учитывая , что при отработанной технике диафрагмального дыхания воздух расходуется очень щадяще, беременным — профессионалам голоса петь можно столько, сколько они чувствуют себя хорошо, иногда до 9 месяца . Как только наступает общая утомляемость, сипотца, частое шевеление плода- занятия надо тут же прервать. Т. о. подход при беременности индивидуальный и при нормальном ее протекании ограничений нет. Важны разумность и своевременный отдых. Ориентир — самочувствие мамы и плода.

    Интересно, что после родов из-за изменения местоположения и тонуса диафрагмы часто вокалистки наблюдают снижение силы голоса, неустойчивое вокальное дыхание, трудность пения стакатто и легато, «быструю потерю воздуха» при пении. Со временем формируются адаптации для нормализации техники диафрагмально- нижнереберного дыхания. Это физиологично, для восстановления нужно заниматься специальными упражнениями (фонопедией) и плавно переходить к обычным вокальным нагрузкам только после полного возврата былой вокальной «формы».

    Гигиена голоса при гормональных дисбалансах.

    Противотивозачаточные контрацептивы —

    Могут повлиять на изменение тембра голоса, ранее несвойственное данной женщине. Голос может стать грубее, ниже, потерять высокие частоты. Применение данных препаратов вокалистками должно осуществляться с большой осторожностью. При первых же появлениях симптомов отмена препаратов.

    Заболевания щитовидной железы —

    Ведут к изменению иннервации, гормонального фона ИГС, к их отечности, изменению амплитуды колебаний. Проявляются в виде утомляемости, осиплости голоса. В таком случае обязательна коррекция дозы гормонов щитовидной железы эндокринологом. Без этого добиться прежнего звучания голоса сложно.

    Гигиена голоса при заболеваниях ЛОР-органов —

    Рекомендован щадящий голосовой режим. Профессионал голоса при ОРЗ, острых трахеитах должен быть освобожден от работы на 3- 5 дней в связи с тем, что его голосовой аппарат не способен выполнять на соответствующем уровне свои функции. Для стойкого результата обязательна санация очагов хронической инфекции ЛОР-органов.

    Гигиена голоса при заболеваниях других органов и систем —

    Снижение общего тонуса, сопротивляемости организма (астенизация) отрицательно воздействует на голосовой аппарат. При пении организм мобилизуется, но постепенно силы снижаются и голос выступает как индикатор какого-либо заболевания: появляются негармоники, становится тусклым, слабым, «безжизненным», » без энергии». Неблагоприятны заболевания желудочно-кишечного тракта для гортани. Они вызывают субатрофические изменения в глотке (недостаточную работу желез по выработке защитной слизи и связанные с ней сухость и першение). Процесс постепенно распространяется в гортань. Это поддерживает нарушение голоса. Своевременное лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта является профилактикой заболевания голосового аппарата.

    Курение и гигиена голоса.

    Никотин оказывает местное токсическое, аллергизирующее воздействие. В виде микрочастиц откладывается на ИГС, разрыхляет слизистую, вызывает микроэрозии, отек и нарушение колебания свободного края. Облегчается глубокое проникновение вредной микрофлоры, от которой потом трудно избавиться. Поэтому у курильщиков постоянно поддерживается воспаление в гортани. Из-за токсического воздействия никотина расширяется сосудистая сеть, что может привести к отекам, кровоизлияниям при кашле (у всех курильщиков наблюдается хронический бронхит). Длительное воздействие никотина вызывает перерождение слизистой и способствует развитию полипообразных изменений и опухоли гортани. Оказывает тормозящее действие на ЦНС, поддерживая функциональные нарушения голоса. Здоровая гортань и курение несовместимы.

    Алкоголь и гигиена голоса.

    Алкоголь более 20 градусов создает ожог слизистой гортаноглотки, нарушает выработку защитной слизи железами, вызывая местное снижение защиты и легкость присоединения инфекции. Кроме того, замедляет быстроту нервных реакций и при частом употреблении может благоприятствовать развитию дисфонии. Расхожее мнение среди артистов, что немного коньяка перед выступлением не помешает, обманчиво. Он дает результат только у лиц с повышенной тревожностью перед сценой, снимая общемышечные зажимы торможением нервной системы. Однако общая концентрация внимания и тонус голосовых складок снижается. Поэтому бездумно следовать этому совету не стоит, лучше поискать еще способы и обратиться к другому виду сценической настройки на действие.

    Предупреждение заболеваний гортани.

    Имеет значение природная выносливость, закаливание, умение организма приспосабливаться к разным изменчивым факторам среды в любых условиях. Одни артисты могут петь в любых ситуациях, другие в этих условиях заболевают и вынуждены длительное время лечиться. Наблюдения за состоянием профессионалов голоса показали, что те лица, которые занимаются физической культурой, делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры, умеют вовремя снять перенапряжение нервной системы, меньше подвергаются влиянию простуды и реже страдают заболеваниями голосового аппарата.

    Мероприятия, предотвращающие заболевания гортани.

    Гигиена — наука о мерах предотвращения различных заболеваний.

    Гигиена голоса — группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.

    Они включают с себя:

    1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
    2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; обязательно петь с вибрато, достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
    3. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
    4. Запрещение пения во время месячных.
    5. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
    6. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
    7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
    8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.
    9. Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.
    10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
    11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов, освобождение от работы на это время профессионалов голоса.
    12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
    13. Избегать контакта с пылью и вредными химическими веществами.
    14. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
    15. Правильная работа с микрофонами начинающих певцов и ораторов, которые ошибочно злоупотребляют чрезмерно громкой фонацией в микрофон. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.
    16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
    17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем, курортолечение, предупреждение обострений.
    18. Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) лицами речевых профессий, овладение навыками физиологичного использование голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки, получений квалицированного разъяснения правильного использования голоса.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]