Синдром двигательных нарушений — лечение в Челябинске

Синдром двигательных нарушений у новорожденных: признаки | Синдром двигательных нарушений у грудничка: лечение

Синдром двигательных нарушений это одно из последствий перинатального поражения ЦНС в период с 26 (28) нед беременности и 7 суток после родов.

Причины перинатального поражения центральной нервной системы могут складываться из состояния гипоксии в результате гемолитической болезни новорожденного, например при резус –конфликте, внутриутробной инфекции, нарушения маточно – плацентарного – плодового кровотока.

Синдром двигательных нарушений у детей может быть результатом акушерских травм.

Синдром двигательных нарушений часто сопровождается отставанием ребенка в психическом или физическом развитии, например замедление или нарушение артикуляции, мимики. Синдром двигательных нарушений у новорожденного встречается у 5% детей.

Основными группами риска являются: пограничный возраст матери (моложе 18 и старше 35 лет), патология плаценты (преждевременная отслойка, предлежание плаценты), быстрые или долгие роды, вредные привычки матери во время беременности и кормления грудью. Сахарный диабет у матери во время беременности, многоплодие и многоводие, прием лекарственных средств, обладающих прямым или косвенным влиянием на плод.

Синдром двигательных нарушений может возникать у детей, которые длительно находятся на ИВЛ или имеют повреждение дыхательного центра.

Нарушения двигательных функций у младенца: необходимые знания при выборе клиники

У многих родителей подобные диагнозы выбивают почву из-под ног. Выбор клиники, выбор врача, выбор страны, где проводить лечение – это вопросы, на которые каждая семья должна ответить себе в кратчайшие сроки.

Все чаще родители предпочитают проходить лечение за рубежом. Современный рынок сейчас перенасыщен клиниками, которые предоставляют услуги по медицинскому туризму. Но к выбору нужно отнестись со всей ответственностью.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе места лечения:

  • Срок существования фирмы на рынке медицинских услуг и туризма;
  • Наличие документации на соответствующую работу;
  • Отзывы клиентов.

Эксперты из агентства медтуризма Меднави помогут определиться со страной, клиникой, врачами; помогут собрать нужные документы и разрешения; окажут юридическую поддержку. Позвоните нам +7 (495) 023-10-24. Меднави сотрудничает с крупнейшими мировыми клиниками и центрами. Уверенно делайте шаг навстречу решению вашей проблемы, и уже скоро вы увидите, как ваш малыш делает первые шаги.

Развитие моторики у новорожденного

У новорожденных детей ответные реакции строятся на уровне бледного шара и зрительного бугра. Далее при созревании «старших» структур происходит процесс торможения более ранних образований, после чего следуют некоторые изменения реакций организма в ответ на окружающую среду. Новые образования структур при этом подчиняют себе старые.

Психомоторная деятельность у детей: периоды

У новорожденных детей существует три этапа развития психомоторной деятельности:

  1. От самого рождения до четырех месяцев длится таламопаллидарный период;
  2. Следующий период – стриопаллидарный. Его продолжительность составляет полгода, т.е. до 10 месяцев. В этот период мышечный тонус понижается, малыш учится целенаправленным телодвижениям
  3. С 10 месяцев начинается период, для которого характерно созревание высших корковых функций; речь и сложные условные реакции активно начинают свое развитие.

Описанные периоды определяют фазы развития моторики у детей:

  1. Первые двигательные рефлексы (спонтанные) начинаются с четвертого дня жизни и длятся до двух месяцев;
  2. Со второго по пятый месяцы жизни протекает монокинетическая фаза, особенность которой состоит в попытке самостоятельной координации рук и ног;
  3. С пятого месяца до года движения приобретают некоторую направленность – дромокинетическая фаза;
  4. Для кратикинетической фазы характерен переход к моторике уже взрослого человека, при этом развивается координация и нормализуется тонус мышц. Эта фаза начинается с двенадцати месяцев.

Двигательный рефлекс у детей и его развитие

Двигательный рефлекс у новорожденного проходит свое развитие по восходящей — сложные жесты заменяют простые. Если поражаются какие-либо отделы головного мозга, то у малыша могут появиться те реакции моторики, которые характерны для более ранних этапов развития.

Симптомы болезни

Обычно синдром двигательных нарушений у новорожденных проявляется целой совокупностью признаков.

У этих детей наблюдается изменение произвольной активности, связанное со слабостью мускулатуры. При исследовании заметны измененные рефлексы.

В мышечной системе отмечаются различные виды двигательных нарушений.

Ребенок с таким заболеванием развивается медленнее, чем его ровесники. Ему сложнее даются привычные повседневные навыки, у него наблюдаются сложности с координацией, удержанием головы, ползанием, ходьбой.

Иногда присутствует нарушение глотательного рефлекса и жевания, снижение зрения и слуха. В дальнейшем возникают разнообразные речевые затруднения.

Применяемые Центром остеопатии и здоровья способы коррекции состояния ребенка позволяют достичь следующих положительных эффектов:

  • ускорить интеллектуальное и физическое развитие;
  • нормализовать мышечный тонус;
  • восстановить объем движений в мышцах;
  • устранить парез;
  • откорректировать формирование скелета младенца;
  • повысить общую результативность применяемого лечения;
  • стабилизировать деятельность центральной нервной системы;
  • добиться значительного улучшения протекания ДЦП;
  • сформировать полноценный глотательный рефлекс, жевание и функции речевого аппарата;
  • оживить процессы регенерации в тканях;
  • укрепить защитные силы организма и пр.

Помните, чем раньше начать реабилитацию двигательных нарушений, тем быстрее наши специалисты смогут облегчить состояние вашего ребенка или полностью убрать симптомы!

Отзывы пациентов

21.02.2018 Хочу выразить огромную благодарность Лазаревой Наталье Геннадьевне. Лечение проходил давно и есть огромный результат .Дочка довольна и очень любит и этот центр и персонал и Наталью Геннадьевна .Диагноз ДЦП и ЗПРР . Ребенок хорошо спит ,ест, прыгает и даже уже прыгает! Сеансов получено много и уже очень огромный результат для нас. Скоро будет читать стихи наизусть . Наталья Геннадьевна благодарю вас , за то, что вы есть! Здоровья вам и вашей семье! Спасибо ,что никогда нас не оставляете и всегда поддерживаете . Семья Погодиных!

Выражаем сердечную благодарность Лазаревой Н.Г. за высокий профессионализм, чуткость, внимание и доброту.За те три года, которые мы лечимся у Натальи Геннадьевны, она много раз приходила нам на помощь, в какое бы время мы к ней не обратились.Это наш лучший семейный доктор!Наш ребенок растет у неё на глазах (у него ДЦП). И благодаря лечению Артем ходит в общеобразовательную школу и хорошо учится.

С уважением, Семья Меиновых Петушки СПб

Если Вы ищете настоящего доктора, то не ошиблись адресом. «Врач должен исцелять и вселять надежду» — это в полной мере относится к в нашей любимой Наталье Геннадьевне Лазаревой. Е1 добрые руки помогают нашему сыну (д/з ДЦП) обрести свободу движения и радость бытия и общения.Ребенок даже удивляется, когда слышит, что едет к врачу – она же «совершает волшебство» — говорит он.Высочайший профессионализм, и величайшее человеколюбие позволяет говорить о том, что наша Наталья Геннадьевна – врач от Бога.

С огромной благодарностью, уважением и пожеланием успехов Тихомирова Ирина Олеговна

Ответы на частые вопросы

Почему требуется срочно начинать терапию синдрома двигательной активности у новорожденного? При отсутствии медицинского вмешательства происходит значительное замедление психического развития, что влечет за собой последующую неполноценность сформированности интеллекта.

Нарушение глотательного рефлекса способно вызвать заболевания дыхательной и пищеварительной системы, речи.

Большинство навыков и рефлексов складывается у детей с указанными симптомами позже, чем у их сверстников. У ребенка задерживается структурированность психоэмоциональной и речевой сферы, усиливаются разнообразные двигательные нарушения.

В каких случаях желательно показать ребенка врачу в Центре остеопатии и здоровья? Не всегда болезнь диагностируется своевременно. А иногда бывает необходимо просто убедиться в ее отсутствии, чтобы снять лишнюю тревогу и устранить беспокойство о здоровье новорожденного.

Обязательно нужно показать его специалисту, если у младенца отмечается гипертонус мускулатуры, имеется подозрение на наличие парезов, заметно снижение мышечной силы, задержка психоэмоциональных навыков.

Полезно обратиться в Центр остеопатии и здоровья, если родителям бросаются в глаза непроизвольные движения у ребенка, у него имеется нарушение функций опорно двигательного аппарата, им кажется, что у младенца изменен сосательный или хватательный рефлекс, малыш не способен держать головку, поднимать и сгибать ноги или руки, не проявляет интереса к игрушкам или если есть трудности захватывать ручками игрушки, переворачиваться и ползать и т.п.

Сколько стоит сеанс остеопатии для детей? Стоимость консультации и остеопатического лечения приведены ниже в таблице. Консультация будет бесплатной, если в этот же день вы останетесь на лечение.

Двигательные нарушения у детей

Нарушение двигательных функций у новорожденных и грудничков разительно отличаются от нарушений моторики более старших детей и тем более взрослых. В раннем возрасте поражение какого-либо участка мозга чаще всего вызывает изменения, которые отражаются на всем функционировании организма. А это уже, в свою очередь, крайне затрудняет узкую диагностику проблемы.

Нарушение двигательной функции у детей: пирамидное и экстрапирамидное

У новорожденных и грудничков диагностика пирамидных и экстрапирамидных двигательных нарушений затруднена: врачи делают в основном свои выводы, опираясь на рефлекторную активность младенца и его мышечный тонус.

Мышечный тонус меняется вместе с ростом. Особенно это заметно в первый и второй возрастной периоды (до трех месяцев), в это время физиологическая гипертония является нормой.

Мышечная гипотония, гипертония и дистония у грудничков: причины, симптомы и клинические признаки

Мышечная гипотония – состояние, при котором снижается сопротивление пассивным жестам и значительно увеличивается их количество. При этом наблюдается снижение спонтанной и произвольной активности; рефлексы сухожилий могут быть как нормальными, так и повышенными или сниженными. Это зависит от того, насколько поражена нервная система. Вышеописанный синдром – это наиболее часто встречающийся диагноз у малышей в возрасте до одного года.

Мышечная гипотония может наблюдаться как с рождения, так и с любого возраста, если начнут проявляться клинические симптомы.

Врожденная гипотония мышц может привести к нормотонии, дистонии, гипертонии или же так и останется главенствующим симптомом весь первый год жизни человека. Клинические проявления мышечной гипотонии могут варьироваться от легкого снижения сопротивления пассивным движениям вплоть до атонии, а также отсутствия активных рефлекторных жестов у новорожденного или грудничка.

В случае, когда гипотония мышц выражена незначительно и других неврологических нарушений нет, то чаще всего этот синдром либо вовсе не оказывает влияние на рост и развитие человека, либо приводит к запаздыванию развития моторики маленького человека.

Запаздывание может быть неравномерным. Такие дети позже становятся на ноги и начинают ходить, долго ходят с поддержкой взрослых. Бывают случаи, когда мышечная гипотония лишь одной конечности, это происходит при парезе ног или рук.

Мышечная дистония – синдром, при котором гипотония мышц перемежается с гипертонией. У таких детей, находящихся в состоянии покоя, при пассивных жестах наблюдается общая гипотония мышц. Тонус мышц резко нарастает при резких переменах эмоций, при активных попытках выполнить какое-либо действие. Эти состояния носят название дистоническая атака. Ярко обозначенный синдром дистонии практически не дает развиваться выпрямляющему рефлексу из-за изменяющегося тонуса мышц. В легких формах мышечная дистония не оказывает влияния на процесс двигательной функции.

Синдром мышечной гипертонии – синдром, при котором происходит увеличение сопротивления пассивным движениям, спонтанная и произвольная активность значительно снижена, рефлексы сухожилий завышены. Нормой считается, если вышеописанные клинические показатели выражены слабо, непостоянны и со временем ослабевают, но при увеличении мышечного тонуса симптомы усиливаются и не угасают.

Мышечная гипертония может быть разной степени: от незначительного повышения сопротивления до абсолютной скованности, при которой какие-либо движения становятся невозможными. В таком случае релаксанты мышц не могут вызвать расслабление мышц.

Если мышечная гипертония выражена неярко и других неврологических нарушений нет, то влияние этого синдрома на пациента будет незначительным. Оно будет выражаться в легком торможении процесса роста в первые двенадцать месяцев. Например, может отмечаться задержка прогресса хватательного рефлекса, задержка процесса познания навыков манипулирования предметами и прочее. Такие детки поздно встают на ноги и предпочитают ползать, для них характерна ходьба на пальчиках.

Причины синдрома двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений у детей до года может быть спровоцирован неправильным развитием плода на внутриутробном этапе. Это может быть гипоксия, обвитие пуповиной, неправильное предлежание и т.д. Установить истинную причину синдрома нарушения двигательной активности может только врач невролог. Не стоит пытаться в домашних условиях самостоятельно проводить диагностику и тем более лечение.

При проведении дифференциальной диагностики доктор в первую очередь определяет тип нарушения: гипотония или гипертонус миоцитов наблюдается. Затем устанавливается участок поражения нервного волокна и предполагаемая причина данного нарушения. И только после этого может быть начато эффективное и безопасное лечение.

Гипотония мышц отличается отсутствие сопротивления при принудительном движении рук и ног. Если малыша уложить на спину и попытаться сгибать ручки и ножки, разводить их в стороны и обратно сводить, то можно почувствовать сопротивление. Это действует периферическая нервная система, которая не успевает обрабатывать сигнал, поступающий от миоцитов. При серьезных поражениях спинного мозга и центральной нервной системы ребенок может становиться похожим на «тряпичную куклу».

Синдром двигательных нарушений может развиться у детей по следующим причинам:

  • гипоксия, перенесённая на внутриутробном периоде развития;
  • гипоксия головного мозга, развивающаяся в ходе родовой деятельности, напрмиер, при обвитии пуповиной;
  • асфиксия ребенка околоплодными водами при нарушении техники оказания акушерской родовспомогательной помощи;
  • поражение миоцитов и их недостаточное развитие на фоне неполноценности капиллярного кровеносного русла;
  • нарушение нервных связей при патологии развития структуры центральной и периферической нервной системы;
  • травматическое воздействие в области позвоночника, головы;
  • неправильное положение первого шейного позвонка и его смещение;
  • ассимиляция первого шейного позвонка затылочной костью;
  • компрессия отдельных крупных ветвей периферической нервной системы (бедренного, седалищного, локтевого, плечевого, лучевого);
  • наследственные генетические отклонения в развитии;
  • неправильный обмен веществ и многое другое.

Не редко синдром двигательных нарушений присутствует у детей, которым не проводится профилактика рахита. При дефиците витамина D начинаются патологические деформации в структурах костной, сухожильной и мышечной ткани. Что может впоследствии привести к появлению пониженного или повышенного мышечного тонуса.

Нарушение двигательных рефлексов, связанные с дисфункцией мозжечка

Недоразвитие мозжечка, родовая травма, асфиксия, наследственная дегенерация – все это приводит к мозжечковым нарушениям двигательного рефлекса.

Нарушение двигательных рефлексов мозжечка: клинические проявления:

  • Мышечный тонус снижен;
  • Реакция равновесия при сидении, вставании, ходьбе нарушена;
  • Нарушение координации рук при движении.

Распознать такие расстройства можно и самостоятельно: такой малыш при захвате предмета делают много лишних движений, особенно это характерно в сидячем положении. Садятся дети с мозжечковыми нарушениями поздно, ходить учатся после года, при этом часто падают.

Детский церебральный паралич

Двигательный дисбаланс часто сопровождается детским церебральным параличом. Повышение мышечного тонуса в разной степени наблюдается при любой форме и стадии церебрального паралича.

Двигательные расстройства

Нарушение мозга грудничка порождает непоследовательность этапов его развития. Для того чтобы точнее понять особенности нарушения двигательных функций, рассмотрим влияние тонических рефлексов на двигательную активность (произвольную), психические и речевые функции.

Тонический лабиринтный рефлекс – заболевание, при котором грудничок не в состоянии сидеть, переворачиваться, взглядом не следит за предметами, не подымается, не ходит и не стоит. Малыш с ярко выраженным тоническим рефлексом, находясь на спине, не может наклонить головку, протянуть руки вперед, взять предмет, который находится перед ним, а также ухватится и сесть.

Степень выраженности тонического рефлекса напрямую зависит от тонуса мышц пациента. Ассиметричный шейный тонический рефлекс — самый распространенный рефлекс при ДЦП. Степень этого симптома напрямую зависит от мышечного тонуса в руках. Тяжелая степень характеризуется одновременным поворотом головы с руками. АШРТ в сочетании с тоническим рефлексом не позволяет младенцу захватить игрушку, зрительная координация нарушена. Если дать игрушку в руки, то он не может поднести ее ко рту, лбу, глазам, к животу. Такие дети тяжело переворачиваются на живот.

Симметричный тонический рефлекс – симптом, при котором грудничок, поставленный на колени, не в состоянии разогнуть руки, чтобы опереться на них и поддерживать свой вес. При этом голова наклонена, плечи втянуты, руки согнуты в локтях, а кисти в кулаки. При попытке поднять голову из положения сидя маленький пациент не может удержаться и падает назад. Опускание головы приводит к обратному.

Положительная поддерживающая реакция – это реакция, которая проявляется как возрастание тонуса в ногах при касании ног к опоре. Так как карапуз с ДЦП стоит и ходит на подушечках стоп, то вышеописанная реакция постоянно стимулируется. Суставы ног фиксируются. Реакция равновесия затруднена.

Содружественные реакции – реакции организма, которые усиливают тонус различных частей тела при попытке сломить сопротивление мышц в конечности: при попытке взять игрушку, разжать руки, шагнуть. Содружественные реакции не позволяют развиваться целенаправленным движениям и приводят к контрактурам. Самое частое проявление содружественных реакция при ДЦП в оральной мускулатуре: дите берет игрушку, рот при этом широко открывается.

Произвольная двигательная активность приводит к тому, что все тонические рефлексы работают одновременно, соединяюсь друг с другом. Это затрудняет выявление одного из симптомов, можно лишь отметить наличие и усиленные симптомы того или иного рефлекса. Мышечный тонус влияет на степень выраженности симптомов.

Гемолитическая болезнь новорожденного. Появление резких тонический рефлексов характерно для тех детей, которые перенесли гемолитическую болезнь. Это может даже привести к тонической атаке. Произвольная моторика тяжело развивается при гемолитической болезни новорожденного, причиной этому становятся гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения). Зачастую на первом году жизни младенца такие движения выражены в слабой степени.

Основные варианты неврологической патологии детей первого года жизни раздел 3

Синдромы двигательных расстройств

Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.

Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность. Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

Изменения мышечного тонуса проявляются мышечной гипотонией, дистонией и гипертонией. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония — один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей. Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, хромосомных синдромах, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием. В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогреднентный характер.

Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.

Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9-10 мес могут соответствовать возрасту 2-3 мес. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой. Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного развития.

Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться мышечной дистонией (состояние, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией). В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют «дистоническими атаками». Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус- или АВО-несовместимости. Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др. нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами и т. д. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе.

При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики.

Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате асфиксии и родовой травмы, в редких случаях — как результат наследственной дегенерации. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы. Собственно мозжечковые симптомы — интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двига тельной активности ребенка. Заподозрить расстройства кс ординации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.

Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно, к 10-11 мес. Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет. Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушение ем реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии. Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи.

Наиболее частой формой двигательных нарушений у детей первого года жизни является синдром детского церебрального паралича (ДЦП). Клинические проявления этого синдрома зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные релексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка).

Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).

Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, необходимо рассмотреть влияние тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

Тонический лабиринтный рефлекс. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только «блоком», т. е. отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.

При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и oneреться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота^ на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возмож-ность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций.

Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР)- один из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, АШТР возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. АШТР более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя.

АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной сторо-не; в результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея. сколиоз позвоночника.

Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания.

АШТР нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние АШТР на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок.

При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад; опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках и ребенок падает вперед. Изо-лированное влияние симметричных шейных тонических реф-лексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).

Положительная поддерживающая реакция. Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.

Содружественные реакции (синкинезии). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (т. е. выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и т. д.). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемкплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникнове-ние содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот). При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Ес-ли мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенден-ции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП.При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, тонические рефлексы появляются внезапно, приводя к повышению мышечного тонуса — дистоническая атака. При гиперкинетической форме церебрального паралича развитие произвольной моторики наряду с указанными механизмами затруднено из-за наличия непроизвольных, насильственных движений — гиперкинезов. Следует, однако, отметить, что у детей первого года жизни гиперкинезы выражены незначительно. Они становятся более заметными на втором году жизни. При атонически-астатической форме церебрального паралича больше страдают реакции равновесия, координации и статические функции. Тонические рефлексы можно на-блюдать лишь эпизодически.

Сухожильные и периостальные рефлексы при церебральном параличе высокие, однако из-за мышечной гипертонии они часто вызываются с трудом.

Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью приводит также к нарушению речевого и психического развития [Мастюкова Е. М., 1973, 1975]. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению тонуса мышц в корне языка, что затрудняет формирование произвольных голосовых реакций. При выраженном АШТР тонус в артикуляционных мышцах повышается асимметрично, больше на стороне «затылочных конечностей». Положение языка в полости рта при этом также часто асимметричное, что нарушает произнесение звуков. Выраженность симметричного шейного тонического рефлекса создает неблагоприятные условия для дыхания, произвольного открывания рта, движения языка вперед. Этот рефлекс вызывает повышение тонуса в спинке языка, кончик языка фиксирован, плохо выражен и часто имеет форму лодочки.

Нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной oстороны речи. Крик у таких детей тихий, мало модулированный, часто с носовым оттенком или в виде отдельных всхли-пываний, которые ребенок производит в момент вдоха. Расстройство рефлекторной деятельности артикуляционной мускулатуры является причиной позднего появления гуления, лепета, первых слов. Гуление и лепет характеризуются фрагментарностью, малой голосовой активностью, бедностью звуковых комплексов. В тяжелых случаях истинное протяжное гуление и лепет могут отсутствовать.

Во втором полугодии, когда происходит активное развитие сочетанных руко-ротовых реакций, могут появиться оральные синкинезии — непроизвольное открывание рта при движениях рук. Ребенок при этом очень широко открывает рот, появляется насильственная улыбка. Оральные синкинезии и чрезмерная выраженность безусловного сосательного рефлекса также препятствуют развитию произвольной деятельности мимической и артикуляционной мускулатуры.

Таким образом, речевые нарушения у детей раннего воз-раста, страдающих церебральным параличом, проявляются задержкой формирования моторной речи в сочетании с раз-личными формами дизартрии (псевдобульбарная, мозжечковая, экстрапирамидная). Тяжесть речевых нарушений зависит от времени поражения мозга в процессе онтогенеза н преимущественной локализации патологического процесса. Психические нарушения при церебральных параличах обусловлены как первичным поражением мозга, так и вторичной задержкой его развития в результате недоразвития двигательных речевых и сенсорных функций. Парезы глазодвигательных нервов, задержка формирования статических и локомоторных функций способствуют ограничению полей зрения, что обедняет процесс восприятия окружающего мира и приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Нормальному психическому развитию ребенка способствует деятельность, в результате которой происходит накопление знаний об окружающей среде и формирование обобщающей функции мозга. Парезы и параличи ограничивают манипуляцию с предметами, затрудняют их восприятие на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации отсутствие предметных действий препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. В нарушении познавательной деятельности важную роль играют и речевые расстройства, которые затрудняют развитие контакта с окружающим.

Недостаточность практического опыта может быть одной из причин расстройств высших корковых функций в более старшем возрасте, особенно несформированности пространственных представлений. Нарушение коммуникативных свя-зей с окружающим, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность также способст-вуют задержке психического развития. Мышечная гипертония, тонические рефлексы, речевые и психические расстройства при ДЦП могут быть выражены в различной степени. В тяжелых случаях мышечная гипертония развивается в первые месяцы жизни и, сочетаясь с тоническими рефлексами, способствует формированию различных патологических поз. По мере развития ребенка становится более отчетливой задержка возрастного психомоторного развития.

В случаях средней тяжести и легких неврологическая симптоматика и задержка становления возрастных психомоторных навыков не так резко выражены. У ребенка постепенно формируются ценные симметричные рефлексы. Двигательные навыки, несмотря на их позднее становление и неполноценность, все-таки дают возможность ребенку адаптироваться к своему дефекту, особенно если руки поражены легко. У таких детей развиваются контроль головы, функция захвата предмета, зрительно-моторная координация, повороты туловища. Несколько труднее и длительнее овладевают дети навыками самостоятельно сидеть, стоять и ходить, сохраняя равновесие. Диапазон двигательных, речевых и психических нарушений у детей первого года жизни с церебральным параличом может колебаться в широких преде-лах. Он может касаться как всех функциональных систем, составляющих ядро детского церебрального паралича, так и отдельных его элементов. Синдром ДЦП сочетается обычно с другими неврологическими синдромами: поражения черепных нервов, гипертензионно-гидроцефальным, церебрастеническим, судорожным, вегетативно-висцеральных дисфункций.

<< Вернуться к оглавлению

Двигательный дисбаланс в организме младенца: нарушение речевого и психического развития

Различные двигательные патологии при наличии сенсорной недостаточности ведут к и психическим нарушениям. Артикуляционный аппарат напрямую зависит от тонических рефлексов: лабиринтный тонический рефлекс повышает тонус мышц корня языка, что ведет к проблемам формирования голосовых реакций как произвольных, так и непроизвольных. Ассиметричный шейный тонический рефлекс приводит к ассиметричному положению языка во рту, что затрудняет произнесение звуков. Симметричный шейный тонический рефлекс затрудняет дыхание, приводит к произвольному открыванию рта, язык находится впереди. Все эти симптомы приводят к нарушению развития речевой активности. Для детей с такими отклонениями характерен тихий крик и всхлипы на вдохе. Тяжелые формы двигательных нарушений могут привести к тому, что лепет и гуление вовсе отсутствуют.

Нарушение речевой функции у новорожденных и грудничков с ДЦП выражается в задержке развития моторной речи и разных формах дизартрии. Локализация процесса патологии и степень поражения мозга обуславливают тяжесть нарушения речевых функций. Нарушения психики у маленького пациента могут быть вызваны как первичными поражениями головного мозга, так и задержкой развития двигательной и сенсорной функции. Аномалии развития глазодвигательных нервов, торможение развития локомоторных функций ограничивает поля зрения, а это уже ведет к более серьезным проблемам: недостатку внимания, торможению пространственного восприятия и рефлексов познавания. В норме младенец должен накапливать знания об окружающем мире и формировать такие функции мозга, как обобщение. Параличи и парезы не позволяют в полной мере знакомиться с предметом на ощупь, что в сочетании с недостаточным развитием зрительных и моторных функций не дает формироваться предметному восприятию и препятствует познавательной деятельности. Нарушение речевой деятельности также приводит к трудному контакту с окружающей средой и миром. В более старшем возрасте нарушение связей коммуникации приводит и к психическим расстройствам.

Двигательный дисбаланс организма: диагностика и лечение

Умеренное или тяжелое нарушение мышечного тонуса, нарушение формирования позы ребенка и моторных навыков – все это следствие двигательных расстройств.

Медицинская диагностика в раннем возрасте сопряжена с некоторыми трудностями:

  • Частые случаи инсультов, не проявляющихся в неонатальном периоде;
  • Отсрочка проявления симптомов болезни;
  • Высокий процент формирования двигательного нарушения происходит в дородовом периоде (до 70%).

Двигательный дисбаланс новорожденных и грудничков: на что стоит обратить внимание при медицинском обследовании

При клиническом обследовании двигательных расстройств у пациента необходимо обращать особое внимание на следующие симптомы:

  1. Мышечный тонус (повышен или понижен);
  2. Объем движения конечностей (есть ли ограничения в движении);
  3. Пристальное внимание необходимо оказать рефлекторной области;
  4. Саккадические движения глаз (есть ли нарушения фиксации взгляда);
  5. Психомоторное развитие;
  6. Редукция лабиринто-тонического рефлекса у детей до одного месяца жизни.

Нарушение двигательной функции у ребенка напрямую связана с периодом действия вредного фактора на развитие коры головного мозга. Особенно опасны повреждения на 30-32 неделе, это может нести катастрофические последствия для новорожденного.

Нарушение двигательной функции: факторы риска

Факторы риска:

  • Следует уделить особое внимание тем детям, у которых оценка по Апгар менее 5 баллов;
  • Ребенок находится после родового шока или коматозного состояния;
  • Была проведена искусственная вентиляция легких длительностью более 48 часов;
  • Новорожденный – мальчик;
  • Обратите внимание на показатели пуповинной крови, они должны быть в норме;
  • Пристальное внимание нужно обращать на тех детей, у мам которых обнаружили антифосфолипидный синдром;
  • Новорожденный недоношен;
  • Низкий вес;
  • Имели место повреждения мозга в родовом периоде;
  • Ранний разрыв плодного пузыря матери;
  • Неонатальные судороги;
  • Избыточная гипероксигенация и гипокапния.

Если нарушение двигательных функций прогрессирует, то необходима диагностика нейрометаболических заболеваний.

Двигательный разлад организма новорожденного или младенца может сопрягаться такими синдромами:

  • Мультиинфарктное поражение головного мозга может привести к гипотоническому синдрому;
  • Снижение количества движений, уменьшение силы мышц ног, повышенный мышечный тонус (спастическая диплегия);
  • Уменьшение длины конечностей;
  • Различное нарушение координации движения в конечностях;
  • Дистонический синдром;
  • Гиперкинетический синдром;
  • Восковая ригидность;
  • Опистотонус;
  • Нарушение флексомоторной реакции.

В неврологии также выделяют и доброкачественные феномены моторики:

  • Умеренная гипотония у недоношенного ребенка,
  • Флексорный гипотонус,
  • В возбужденном состоянии – тремор подбородка, головы и верхних конечностей.

Диагностика: нарушение психомоторики у ребенка

Нарушение психомоторики ведет к торможению в развитии безусловных и условных рефлексов. Это проявляется в отсутствии интереса к игрушкам и окружающим людям, эмоции скудны, нет деятельности с предметами, отсутствуют интонации речи, игровая деятельность отсутствует или слабая. Психические навыки напрямую связаны с торможение развития моторики. Оценку психомоторного развития у детей чаще всего проводят по календарному методу, суть которого состоит в рассмотрении соответствия возраста малыша медицинским стандартам психомоторных навыков.

Легкая степень нарушения двигательной функции фиксируется при отклонении хронологического возраста ребенка от календарного в период до трех месяцев. Возможна задержка отдельных психомоторных функций, это характерно для тех детей, у которых рахит или иные соматические заболевания. Такая степень поражения двигательных функций зачастую полностью восстанавливается, но при условии полного отсутствия поражения мозга.

Наличие у младенца, который доношен, статуса психомоторики, которых характерен для четырехнедельного развития, тревожный сигнал. Отставание в развитии до полугода считается нарушением легкой степени, тяжелая степень – отклонение более шести месяцев.

Диагностика двигательных нарушений: опыт Западной Европы

Метод Прехтла – наиболее часто используемая диагностика спонтанной двигательной активности пациента в Западной Европе. Диагностика проходит около часа, ведется видеозапись, после того заполняется таблица разных видов движения, которые оцениваются в балах. Нормой считается «суетливый» тип активности грудничка: 3-5 месячный малыш совершает множество движений шеей, плечами, корпусом, руками, ногами, плечами, стопами. Важно отметить в этот период сочетания «рука-лицо», «рука-нога», нога-нога». Синхронные судорожные движения конечностей в этот период говорят о раннем тетрапарезе. Несвоевременная диагностика обеднения рефлекторных движений конечностей может привести к спастическому гемипарезу. Не поднятие ног из положения лежа на спине, недостаток суетливых движений конечностями – маркеры для постановки диагноза ДЦП различных форм и степеней.

Нейрофизиологическая диагностика нарушений психомоторики:

  • Электроэнцефалография – диагностика, которая отслеживает формировку электроэнцефалографических ритмов (после двух месяцев в норме должна исчезнуть дельта-активность);
  • Диагностика зрительных потенциалов – эта система оценивает зрительные анализаторы от коры и до зрительного нерва;
  • Диагностика слуховых потенциалов – определение слуха пациента путем ведения звукового сигнала от периферии мозга до коры височной доли;
  • Электромиография и электронейропиография – диагностика, которая выявляет понижение скорости проведения по нервам рук.

Диагностика двигательных нарушений: нейросонография

Нейровизуализация, нейросонография – диагностика, определяющая спинномозговую грыжу, субкортикальный некроз и перивентрикулярную лейкомаляцию.

Диагностика аномальных зон развития лобных и височных долей проводится с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Лабораторная диагностика допустима пациентам с нарушением психомоторных функций, при отставании от календаря более чем на три месяца:

  1. Аминокислотный тест;
  2. Диагностика внутриутробных инфекций;
  3. Цитогенетические обследования.

Виды синдромов двигательных нарушений

Подразделение на виды синдрома двигательных нарушений проводится по тому, понижен или повышен мышечный тонус. Встречается гипотонус, гипертонус и смешанный тип, при котором одни мышцы могут находиться в напряженном состоянии, а другие в это время вообще не быть способными к совершению движений. Последняя – самая тяжелая форма заболевания.

Также патология подразделяется по стадиям развития:

  1. начальный симптомокомплекс отличается незначительным повышением или снижением мышечного тонуса. Характерные признаки может распознать только врач (у детей возникают часто судороги, они не проявляют интереса к окружающим их ярким вещам);
  2. вторая стадия – это развитый симптомокомплекс, который становится очевиден даже родителям, не имеющим специального медицинского образования (ребенок в возрасте 1-го года не может самостоятельно держать голову, при попытках сидеть, стоять или ползать, падают в неестественных позах);
  3. поздний период возникает в возрасте 2,5 – 3 лет (ребенок не может самостоятельно сидеть, ходить, возникает вторичная задержка психомоторного развития).

На первой стадии можно полностью вылечить ребенка без сохранения остаточных признаков нарушений. На второй стадии лечение может дать заметное улучшение состояния, но могут сохраняться отдельные вялые парезы и параличи. Третья (поздняя) стадия развития болезни отличается тем, что деформация скелета и задержка психоэмоционального развития являются необратимыми явлениями. Такого ребенка можно лишь частично адаптировать к социальной среде. Полностью устранить последствия двигательных нарушений в этом случае уже нельзя.

Дополнительные методы диагностики двигательных нарушений

Диагностика двигательных нарушений также должна предусматривать исследование венозной системы. Рисунок из вен, который похож на голову медузы, говорит о застоях в венозной системе; венозная сеточка на волосистой части указывает на рахит или гидроцефалию; рисунок из вен верней части спины указывает на рост бронхопульмональных узлов; сосудистые звездочки говорят о хронических болезнях печени. Одними из признаков родовых травм являются ярко-лиловые пятна неправильной формы, которые сохраняются до нескольких лет.

Для полной картины нарушений необходима диагностика роста волос: достаточный ли рост, есть ил выпадение, сухость, ломкость. Все эти факторы указывают на дефицит железа в организме, что может привести к анемии и двигательным нарушениям. Блеклые, серые ногти также говорят о дефиците железа или же грибковых заболеваниях.

Нарушение двигательных и психомоторных функций: терапия

Терапию нарушений двигательных и психомоторных функций делят на два вида: физиотерапия и медикаментозный метод лечения.

Если превентивная диагностика показала склонность к медикаментозному лечению, то используют:

  • Центральные парезы: кислота гопантеновая (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема);
  • Статические парезы в возрасте от 12 месяце:– баклофен (от 0,5 до 1 миллиграмма на килограмм веса в сутки), мидокалм (5 миллиграмм на килограмм в сутки);
  • Статические парезы с двух лет: ботулинотерапия;
  • Торможение психомоторного развития: гопатеновая кислота (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема), пиритинол (10 миллиграмм на килограмм каждый день).

Если диагностика выявила ригидность или спастичность, то необходимо проводить тепловые процедуры.

Восстановительный период: что необходимо знать и уметь родителям

Мероприятия по реабилитации необходимо изучить родителям и ежедневно заниматься с ребенком. Основные виды занятий – это занятия на большом гимнастическом мяче, различные оздоровительные укладки, подготовка к массажу. В дальнейшем при положительной динамике упражнения на мяче и укладки должны быть сопряжены с массажами, физиотерапией, стимуляцией зрительных и слуховых анализаторов.

В этот период необходима логопедическая диагностика языкоглоточной мускулатуры. В период реабилитации необходимо также включить занятия по развитию речи. В настоящее время наиболее популярны такие физиотерапевтические методы, методика Войта, Бобат-терапия, кинезотерапия, терапия вызванных движений конечностей.

На последней остановимся подробнее. Терапия вызванных движений верхних и нижних конечностей основана на ежедневном, шестичасовом воспроизведении движений в конечностях у больных. Такой курс длится 21 день. К этому прибавляется профессиональный массаж, лечебная физкультура, лазеротерапия.

В восстановительном периоде не следует упускать формирование знаний и навыков самообслуживания, культурные и гигиенические навыки у детей старшего возраста. Нужно создать условия, при которых дети с ДЦП овладевали этими способностями. Родители должны уйти от гиперопеки, это поможет больному стать самостоятельнее и развиваться активнее. Надо обратить внимание на то, что уровень требований воспитателя соответствовал уровню требований родителей больного, это не даст больному ощутить двойные стандарты воспитания.

Формирование навыков самообслуживания – это одна из важнейших задач восстановления. Нужно решать много задач на самые различные темы: посчитайте количество пуговиц, рассмотрите их цвет, форму, потрогайте на ощупь, опишите похожие предметы и прочее.

Цены на услуги нашего Центра:

УСЛУГАВЗРОСЛЫМДЕТЯМ
Консультация остеопата руководителя клиники Лазаревой Н.Г.3 000
Сеанс остеопатического лечения у руководителя клиники Лазаревой Н.Г.7 000 (скидка при предоплате курса от 5 процедур)
Консультация невролога2 200 1 8002 200 1 800
Консультация остеопата2 5002 500
Сеанс остеопатического лечения7 500 5 000 (4 500 при предоплате курса от 7 процедур)7 500 5 000 (4 500 при предоплате курса от 5 процедур)
Мануальная терапия6 000 4 000 (3 400 при предоплате курса от 5 процедур)6 000 4 000 (3 400 при предоплате курса от 5 процедур)
Кинезиология3 5003 500
Рефлексотерапия2 500 (2 250 при предоплате курса от 10 процедур)2 500 (2 250 при предоплате курса от 10 процедур)
Гирудотерапия2 0002 000
Консультация гомеопатаот 600от 600
Общий массаж (60 минут)3 100 (2 600 при предоплате курса от 10 процедур)3 100 (2 600 при предоплате курса от 10 процедур)
Лечебный массаж (30 минут)2 200 (1 750 при предоплате курса от 10 процедур)2 200 (1 750 при предоплате курса от 10 процедур)

Детский церебральный паралич и нарушения двигательных функций

Церебральный паралич – это диагноз, который ежегодно слышат родители тысяч новорожденных и детей. Это заболевание не заразно, контакт с больным неопасен. Само слово «церебральный» в переводе означает «связи с мозгом». Слово «паралич» говорит о неправильной координации движения и ориентирования в пространстве.

Кроме ДЦП современная медицина различает еще много заболеваний, связанных с нарушением двигательных функций. Но, к сожалению, все медицинские достижения, точнейшая диагностика, новинки фармацевтики не могут окончательно решить эту проблему. Статистика фиксирует по 2-3 больных на тысячу населения.

Двигательные нарушения не выбирают пол, этническую группу, географию или национальность. Но лечение есть! Внимательное наблюдение за новорожденным, своевременная диагностика, опытные врачи, каждодневные занятия поставят вашего ребенка на ноги. Узнайте больше, позвоните нам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]