Внутричерепное давление в педиатрической практике.


Внутричерепное давление у ребенка

Головной мозг внутри и снаружи омывается цереброспинальной жидкостью, или ликвором. Она служит защитой для головного мозга, омывает его, питает и защищает от механических воздействий, помогает поддерживать постоянное внутричерепное давление, а также поддерживает обменные процессы между кровью и мозгом. Эта жидкость постоянно циркулирует внутри черепа, в желудочках головного мозга и в других пространствах головного и спинного мозга.

Цереброспинальная жидкость образуется в определенных областях головного мозга, оттуда вытекает, распределяясь по другим областям, и затем, всасывается обратно.

Существует определенный баланс между выделением и всасыванием этой жидкости. Если жидкости выделяется больше, чем может всосаться обратно, или всасывается меньше, чем выделяется, или где-то на пути есть препятствия оттоку жидкости, то она скапливается в определенном месте, тем самым вызывая внутричерепное давление. Поскольку голова – это замкнутая полость, мозг находится внутри черепной коробки и ему некуда деться, то скопившаяся жидкость начинает давить на головной мозг, сдавливая его, а он, со своей стороны, начинает противиться и, тем самым, вызывает нарастание внутричерепного давления. При этом ребенок постоянно или эпизодически может жаловаться на головную боль.

Повышенное внутричерепное давление у грудничков – не редкий случай. Такой ребенок с раннего возраста растет с повышенным внутричерепным давлением, но на головную боль не жалуется, потому что он ее уже не чувствует, так как вырос с ней. Сам головной мозг не имеет болевых рецепторов, а в мозговых оболочках они присутствуют. Длительное внутричерепное давление приводит к растяжению мозговых оболочек и возникает головная боль. Если ребенок перенес внутриутробную гипоксию или инфекцию, нейроинфекцию, травму при рождении, или присутствуют какие-либо врожденные пороки, недоношенность, то повышенное внутричерепное давление возможно с момента рождения.

Такие дети, как правило, не жалуются на головную боль, потому что это их обычное состояние. Но при этом ребенок может быть избыточно возбудимым или не может долго удерживать концентрацию внимания, или у ребенка медленно формируются какие-то отдельные психические функции: речь, ходьба, письмо, память, логика, счет, фонематический слух. Поэтому, практически при любых нарушениях функций нервной системы ребенка, рекомендуется проверять нервную систему на наличие повышенного внутричерепного давления. Часто бывает, что у ребенка обнаруживаются, якобы, психологические проблемы, а на самом деле, ребенку просто очень дискомфортно из-за проблем с высоким внутричерепным давлением.

Если ликвор долгое время давит на головной мозг, объем головного мозга под давлением уменьшается, а объем жидкостных полостей мозга увеличивается, и это называется гидроцефалией. Происходит частичное замещение вещества головного мозга жидкостью. В тяжелых случаях может произойти нарушение формирования функций нервной системы у новорожденных, даже детский церебральный паралич. Тяжелые случаи гидроцефалии оперируются, производится шунтирование и избыток жидкости отводится по шунту. Но, в большинстве случаев, с помощью неврологического и остеопатического лечения, удается справиться с подобными заболеваниями и без операции.

Существует 6 типов головных болей:

  1. Мышечного напряжения
  2. Сосудистая
  3. Невралгическая
  4. Ликвородинамическая
  5. Функциональная или психалгия
  6. Смешанная

Перед вами интересная табличка, основанная на статистических данных амбулаторных обращений к детскому неврологу нашей клиники.

Обратите внимание на то, что жалобы на головные боли появляются у детей в предшкольном возрасте, с последующим увеличением.

Возраст/

Нозология

0-1 год 1-3 года 4-7 лет 8-10 лет 11-14 лет 15-17 лет
Головные боли неуточненные 7% 9% 16% 18%
Головные боли напряженного типа 3% 12% 18% 24%
Сосудистая головная боль 0.3% 0.8% 2% 10% 18%
Мигрень 1% 1% 1% 1%
Функциональная, в том числе

на фоне церебрастении

2% 4% 6% 9%

Головные боли напряженного типа

(психоэмоциональные или мышечные боли) возникают в случае несоответствия психоэмоциональной нагрузки ребенка с его возможностями (эмоционально-волевыми или когнитивными), что в свою очередь повышает тонус «эмоциональных» мышц, которые прикреплены к надкостнице черепа. Эта мышечная боль расценивается как головная. Теперь становится понятно, почему головная боль этого типа характерна для возраста, в котором начинается подготовка к школе, и увеличивается по экспоненте к сдаче ЕГЭ.

Сосудистая головная боль

это боль в ответ на растяжение или воспаление сосудистой стенки. Причин может быть множество, от аномалий сосудов, до банальной сосудистой дистонии. Мигрень также относится к типу сосудистой головной боли, имеет характерные клинические проявления, а её причиной является асептическое воспаление сосудистой стенки.

Невралгическая головная боль

возникает при давлении на ствол нерва, его веточку или узел, а вслед за компрессией возникает ишемия и болезненность. Причиной этого может служить посттравматический или воспалительный отек по ходу нерва, а так же любое объёмное образование. Невралгическая головная боль может быть и центрального генеза, в результате нарушения функции ноцицептивной и антиноцицептивной системы головного мозга.

В возникновении ликвородинамической головной боли

основную роль играет повышение внутричерепного давления. Внутричерепное давление может повышаться при появлении дополнительных образований, как жидкостных, так и плотных, в полости черепа, что в свою очередь сдавливает и/или смещает мозговые оболочки, сосуды и нервы, давая болевой синдром. Это может быть опухоль, воспаление мозговых оболочек головного мозга (менингит). Так же внутричерепная гипертензия может возникнуть в результате появления какого-либо новообразования, препятствующего оттоку ликвора из полости черепа.

Функциональная головная боль

чаще всего имеет психогенный механизм.

Смешанная форма, имеет смешанное происхождение.

Мы с вами проанализировали шесть типов головной боли, которые, в свою очередь, имеют различные причины возникновения.

Чтобы разобраться, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, необходимо обратиться к детскому неврологу, который после неврологического осмотра примет решение, нужна ли вам консультация смежного специалиста и, возможно, назначит дополнительные методы обследования.

В детском корпусе клиники

вы сможете получить консультации опытных специалистов, а также провести все необходимые обследования для выявления причин головной боли у ребенка.

Информацию для Вас подготовила:

Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.

Способы диагностики

К сожалению, точно измерить внутричерепное давление на сегодняшний день невозможно – специального прибора типа тонометра, который покажет конкретные показатели, не существует. Поэтому в диагностировании патологии у ребенка врачи применяют другие лабораторные и аппаратные методики, а также ориентируются на характерную для болезни симптоматику. Вот список диагностических процедур, с помощью которых не измеряют давление ликвора в головном и спинном мозге, но фиксируют изменения, характерные для гипертензивного синдрома:

  • Анализы крови. Они позволяют выявить наличие в организме патогенного возбудителя, проникающего через гематоэнцефалический барьер и способствующего инфицированию мозговых оболочек.
  • Исследование спинномозговой жидкости (пункция). Назначается невропатологом по важным клиническим показаниям и позволяет проверить, есть ли в детском организме скрытые нейроинфекции либо была получена травма спинного или головного мозга.
  • НСГ (нейросонография). Проводится для фиксации патологических изменений в структурах головного мозга.
  • УЗИ головы и кровеносных сосудов. Четко описывает дефекты строения капилляров и определяет уровень внутричерепного давления.
  • КТ и МРТ – методы диагностики показаны детям с признаками полученных родовых травм, они позволяют оценить влияние этих факторов на состояние сосудов и мозговых желудочков.


Магнитно-резонансная томография при внутричерепном давлении – весьма результативный способ диагностики

Также ребенку показана консультация окулиста для расширенного осмотра глазного дна. Косвенно подтвердить наличие гипертензивного синдрома позволяет фиксация спазма расположенных на дне глаза капилляров.

Общая информация

Бывает так, что абсолютно здоровый новорожденный ребенок начинает плакать без видимой на то причины, отказываться от еды, плохо засыпать или беспокойно спать ночью. Или дети старшего возраста жалуются на сильные головные боли, которые могут сопровождаться приступами рвоты на фоне общего упадка сил. В таких случаях врачи часто диагностируют повышенное внутричерепное давление (далее ВЧД).
Что это ВЧД и каковы его симптомы? Какие могут быть причины и последствия этого недомогания для здоровья и самочувствия человека? На этот и многие другие вопросы по теме мы ответим в данном материале. Но для начала разберемся с некоторыми общими вопросами, которые касаются физиологии и строения головного мозга человека.

Диагностика повышенного внутричерепного давления

В случае появления у Вашего ребенка вышеперечисленной симптоматики, Вам необходимо показать малыша неврологу. Врач оценит состояние рефлексов у ребенка, определит состояние большого родничка у малыша, размеры головы, соберет анамнез.

Помимо невролога, ребенка должен осмотреть офтальмолог — для определения патологии со стороны глазного дна (уширение вен, спазм артерий на глазном дне, отек диска зрительного нерва — все это клинические симптомы повышения внутричерепного давления).

Маленьким детям, при открытом родничке, назначают нейросонографию – ультразвуковую диагностику головного мозга. Возможны, при необходимости, дополнительные исследования, такие как компьютерная или магниторезонансная томография.

Характерные симптомы

У детей признаки внутричерепного давления могут быть неспецифичными при небольших поражениях мозговых желудочков. Их можно перепутать с другими симптомами, которыми проявляются многие воспалительные патологии. Поэтому распознать гипертензивный синдром обычно удается по яркой клинической симптоматике:

  • увеличение черепа в объеме – этот симптом характерен для новорожденных и грудных детей с признаками ВЧД, в тяжелых формах патологии голова увеличивается на несколько сантиметров сверх нормы;
  • выпячивание глаз – это приводит к неполному смыканию век, во время сна у малыша виднеются радужные оболочки глазных яблок;
  • пульсация, проявляющаяся в области большого родничка – при осмотре и пальпации он выступает над поверхностью черепа и выглядит набухшим;
  • выраженная венозная сеть на голове – высокое давление провоцирует переполнение вен, их отчетливо видно на поверхности кожного покрова;
  • частые срыгивания – симптом, характерный для детей первых 2–3 месяцев жизни (из-за сдавления нервных рецепторов, отвечающих за функции важных отделов организма, малыш срыгивает 3–4 раза в сутки);
  • ухудшение самочувствия – лежа на спине ребенок становится капризным, плачет, успокаиваясь лишь на руках. Это объясняется переполнением вен кровью в горизонтальном положении и повышением уровня внутричерепного давления;
  • нарушения сна – данный симптом становится выраженным у малышей в 2 года и старше (до 6–7 лет), сон ребенка поверхностный, он часто просыпается и не может отдохнуть дольше 1–2 часов подряд;
  • нарушение психофизического развития – малыш отстает от нормальных показателей, позже начинает сидеть и ползать, речевые функции страдают по сравнению со сверстниками.

Ребенок постарше уже может сформулировать свои жалобы – его беспокоят регулярные головные боли разлитого характера, особенно в вечернее и ночное время суток.

Также малыш жалуется на частые приступы тошноты, иногда заканчивающиеся рвотой – при этом состояние не улучшается, а рвотный рефлекс не связывается со съеденной накануне пищей. Дети дошкольного и школьного возраста реагируют на гипертензивный синдром нарушениями речевого развития – они путают слова, плохо говорят, шепелявят, им часто требуется помощь логопеда.

Также страдают и интеллектуальные функции – ребенку тяжело сосредоточиться на учебе, он не в состоянии решить сложные задачи. По перечисленным причинам ребенок школьник становится склонным к депрессиям, он проявляет признаки нервоза, постоянно капризничает, обижается и плачет. Одновременно у ребенка нарушается аппетит, из-за чего дети с выраженными признаками ВЧД часто худые и миниатюрные.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]