Лечение апраксии в Саратове, как лечить апраксию в России


Статья:

Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.
Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.

Лечение апраксии в Саратове, России, терапия апраксии

Сарклиник проводит лечение отдельных видов апраксии у взрослых, подростков, детей, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин в Саратове, в России. Врач знает, как лечить апраксию, как вылечить апраксию, как избавиться от апраксии, что делать при апраксии, куда обращаться. На первой консультации врач расскажет Вам, какие бывают виды апраксии? Чем характеризуется кинестетическая (кинетическая) апраксия, афазия и агнозия? Почему возникает оральная апраксия, моторная апраксия, конструктивная апраксия, артикуляционная апраксия, регуляторная апраксия у детей и взрослых? Что такое апраксия ходьбы, речи? Чем опасна двигательная левой, правой руки, левой, парвой ноги, пальцев, идеаторная апраксия? Какие принципы диагностики апраксии? К сожалению, народные методы, народная медицина, диета, таблетки, лекарства, лекарственные препараты, народные способы, заговоры, гомеопатия редко помогают в лечении апраксии. На сайте sarclinic.ru Вы можете беспатно онлайн доктору.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Похожие записи:

Дисморфомания, лечение дисморфомании в Саратове

Невролог невропатолог разница, чем отличается, что лечит какие болезни

Синдром Вебера H D Weber, синдром альтернирующий педункулярный

Акцентуация характера у подростков, типы, тест, методика, коррекция в Саратове

Опистотонус: причины и лечение

Комментарии ()

Апраксия

Апраксия (от греч. a — приставка отрицания, praxis — действие) — утрата памяти двигательных навыков в виде неспособности произвольно выполнять достаточно тонкие целенаправленные действия при сохранении мышечной силы и умения совершать элементарные двигательные акты. H.Liepman (1900), впервые описавший апраксию, выделил кинетическую апраксию конечностей, идеомоторную апраксию, идеаторную апраксию и аграфию. Позднее стали известны некоторые другие формы апраксии. Апраксия лишает пациента практической способности выполнять не только сложные, но и самые простые навыки, такие как рукопожатие, причёсывание, зажигание спички, застёгивание пуговицы и т. п. Проявления апраксии с трудом поддаются чёткому описанию.

1. Кинетическая апраксия конечностей (акрокинетическая моторная апраксия) — утрата памяти навыков простых действий, в том числе жестов. Движения пациентов неловки, неточны и как бы не соотносятся с определённой целью. Апраксия является односторонней, она связана с диффузным сокращением мышц агонистов и антагонистов. В случае апраксии жестов нарушено выполнение элементарных действий, которые включены в эти жесты. Так, жест «погрозить пальцем» выполняется движением указательного пальца в сагиттальной плоскости. Расстройство возникает при поражении левой теменной доли в области, граничащей с задней постцентральной извилиной.

Апраксия может быть вызвана первичными и симптоматическими психозами

Апраксия кинестетическая (Liepmann, 1905; Heilbronner, 1905) является формой акрокинетической моторной апраксии. Она характеризуется утратой кинетических и кинестезических образов движения конечностями. Пациенты не могут придать нужное усилие при движениях пальцами и кистями рук, точно направить такие усилия, отчего они делаются грубыми и недифференцированными. Данное нарушение связывают с очагом поражения в области передней и задней центральных извилин.

Иннерваторная или премоторная апраксия (Kleist, 1907) проявляется утратой способности совершать сложные и тонкие действия, выработанные путём длительной жизненной практики. Нарушения касаются одной какой-нибудь конечности или даже её части. Возникает при повреждении премоторной области лобной коры мозга. Описана, кроме того, бимануальная апраксия (Brown, 1972) со свойственными ей затруднениями пациентов при выполнении сложных предметных и символических действий, требующих сочетанной работы обеих рук. Действия каждой руки по отдельности не нарушены (Овчарова, Райцев, 1980).

2. Идеомоторная апраксия (апраксия выполнения Дежерина) — утрата способности выполнять действия по команде извне. Пациент в состоянии описать план того или иного действия, он может автоматически его выполнить самостоятельно (например, зажечь спичку и закурить), но выполнить это действие по команде, а также по подражанию он не может. При этом он как бы забывает, какие именно движения нужно совершить для осуществления действия. Особенно сильно нарушено выполнение действий в отсутствие соответствующих предметов. Например, пациент не может показать, как пилить дрова, размешать ложечкой сахар в стакане с чаем, забить молотком гвоздь и т. п.

Целенаправленные действия становятся деформированными, диффузными, так как включают движения из других действий. Одновременно с тем возникают синкинезии. Между тем символические действия по-прежнему выполняются без труда и верно. Двусторонняя идеомоторная апраксия чаще возникает при поражении надкраевой извилины левой теменной доли. Реже это происходит при правостороннем повреждении теменной доли, апраксия ограничивается при этом левыми конечностями. Идеомоторная апраксия у правшей возникает и при правостороннем поражении теменной области, а также при локализации очага повреждения в средних отделах мозолистого тела.

При признаках апраксии рекомендуем обратиться в психиатрическую клинику и пройти диагностику

Кинетическая (идеокинетическая) и идеомоторная апраксии рассматриваются как варианты моторной апраксии. Моторной апраксии в целом свойственны персеверации движений и нарушение последовательности выполнения движений.

3. Идеаторная апраксия (апраксия замысла) связана с потерей следов памяти нужного образа действия или с утратой способности обнаружить в памяти этот образ. Редко встречается в изолированном виде. Обычно бывает двусторонней и касается всех частей тела. Пациент как бы забывает, для чего и как могут быть использованы окружающие его предметы. Он может, однако, повторить действия врача или верно выполнить любой фрагмент действия, но самостоятельно осуществить сложную последовательность движений бывает не в состоянии.

Например, не может взять коробок со спичками, вынуть из него одну спичку, закрыть коробок, зажечь спичку, затем поджечь свечу и, наконец, погасить спичку. Вместо этого, понимая, что от него хотят, он долго вертит коробок, царапает спичкой о другую сторону коробка или не тем концом спички, кладёт незажжённую спичку в рот и т. д. Возникает при повреждении угловой и, частично, надкраевой извилин доминантного полушария (у правшей — левого). Идеаторная апраксия почти всегда сочетается с элементами сенсорной афазии, а иногда с явлениями гемиплегии и гемианопсии (Ходос, 1974). К разновидностям идеаторной апраксии относят оральную апраксию, апраксию туловища и апраксию одевания.

Оральная апраксия проявляется у пациентов утратой способности выполнять по заданию простые артикуляционные позы, такие как оттопырить языком щеку, заложить язык под верхнюю или нижнюю губу, дотронуться языком до уголков рта или верхней губы и т. п. Страдает, кроме того, намеренное выполнение требуемых извне символических действий типа цоканья, свиста, сплёвывания, чмокания и др. — символическая апраксия. Очень редко обнаруживается при этом апраксия глотания (некоторые исследователи относят её к лицевой апраксии). Все указанные действия пациенты самопроизвольно выполняют, однако во время еды, речи, общения. Оральная и символическая апраксии обычно сопровождают моторную апраксию. Расстройство возникает при поражении нижних отделов постцентральной извилины доминантного полушария, вероятно, с захватом прилежащих участков теменной доли.

Апраксия туловища характеризуется утратой способности правильно располагать в пространстве туловище и ноги для того, чтобы стоять, ходить и сидеть. Обозначается также термином астазия-абазия. Движения в ногах между тем сохраняются в полном объёме. Возникает при поражении теменной области в обоих полушариях, часто с нарушением её связи со зрительным бугром.

Апраксия одевания (Brown, 1941) обнаруживается утратой способности выполнять последовательность действий с одеждой с тем, чтобы одеться и раздеться. Предметы одежды пациенты не могут правильно соотнести с частями своего тела. Надевая, например, рубашку, пациент пытается натянуть её на голову, но при этом в правый рукав просовывает левую руку. Или надевает рубашку застёжкой назад. Аналогичные действия он совершает с другой одеждой, обувью, головными уборами. Наблюдается при поражении угловой извилины теменной доли левого полушария.

Аграфия (от греч. a — частица отрицания, grapho — писать) — нарушение способности писать. Аграфия апрактическая есть вариант идеаторной апраксии, когда теряется представление о движениях, необходимых для письма. Аграфия конструктивная (Kleist, 1934) проявляется неспособностью разборчиво писать по памяти или по образцу. Аграфия моторная связана с параличами. Чистая аграфия обусловлена поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария.

Нейропсихология апраксии несколько иначе представлена в работах А..Р.Лурия (1974).

Автор различает такие виды апраксии.

1. Кинетическая или афферентная апраксия характеризуется основным дефектом в виде нарушения проприоцептивной кинестетической афферентации. Движения пациентов недифференцированы, плохо управляемы. При рукопожатии наблюдается симптом «рука-лопата», когда рука подаётся прямой, как бы не готовой для этого действия. Нарушены движения письма, не воспроизводятся различные позы руки (знаки одобрения, несогласия и др.) — апраксия позы. Затруднены действия без предметов: пациент не может показать, например, как наливают воду в стакан. Зрительный контроль несколько улучшает выполнение действий. Нарушение возникает при поражении теменной доли близ нижних отделов постцентральной извилины. При поражении слева расстройство носит двусторонний характер, справа — затрагивает лишь левую руку.

2. Пространственная апраксия имеет в своей основе нарушение зрительно-пространственной афферентации движений. Типичными симптомами являются апраксия позы, а также трудности в выполнении пространственно ориентированных движений. Нет чёткой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами.

3. Конструктивная апраксия (Кроль, 1933; Kleist, 1934) отличается нарушениями рисования и конструирования фигур из деталей. Пациенты не могут по памяти узнаваемо или точно по образцу нарисовать простые геометрические фигуры, предметы, животных и человека. Особенно затруднено рисование по памяти. Пациенты неправильно выбирают место на листе бумаги для рисования по образцу. Выявляется при этом симптом включения — свой рисунок они помещают близко к образцу или накладывают его на последний. Нередко игнорируется левое поле пространства. При конструировании (из палочек, кубиков) пациенты не могут сложить определённую фигуру по предложенному образцу. Особенно отчётливо нарушение копирования касается не имеющих названия («неоречевлённых») фигур. Последний приём используется для выявления скрытой конструктивной апраксии. Расстройство возникает при поражении угловой извилины как левого, так и правого полушарий. У правшей более выражены нарушения при левостороннем повреждении. По другим сведениям, очаг повреждения расположен в нижнетеменных и теменно-затылочных отделах доминантного полушария.

4. Кинетическая апраксия характеризуется нарушением последовательности выполнения двигательных актов. Типичны двигательные персеверации, пациенты как бы застревают на выполнении какого-то движения, будучи неспособными перейти к следующему. Нарушены действия с предметами, рисование, письмо, выполнение графических проб, особенно связанных с сериями движений, — динамическая апраксия.

5. Регуляторная апраксия проявляется нарушением произвольного контроля двигательных актов, включая речевые. В результате этого происходит подмена целесообразных действий шаблонными, стереотипными. Механически могут воспроизводиться целиком какие-нибудь двигательные программы — системные персеверации. Особенные трудности возникают для пациентов в ситуациях смены программы действий. Нарушение связано с очагом повреждения в конвекситатной префронтальной коре мозга, особенно слева. Грубое поражение проявляется эхопраксией.

В литературе встречается описание других вариантов нарушения праксиса, укажем некоторые из них.

Акинетическая апраксия проявляется утратой способности к произвольным действиям в связи с недостатком двигательной инициативы, побуждений к активности.

Глазная апраксия характеризуется утратой способности фиксировать взор на определённом объекте. Взгляд пациентов при этом непрерывно блуждает, он всё время перемещается с одного предмета на другой.

Амнестическая апраксия проявляется утратой способности выполнять последовательные действия по просьбе извне. Связана с тем, что пациенты забывают о том, какое следующее действие ему предстоит выполнить.

Апраксия конечностей характеризуется утратой сознательного контроля за движениями рук. Проявляется: 1) движениями не той руки, которой следует совершить действие, 2) неверными движениями правильно выбранной руки и 3) правильными движениями рук в неправильной последовательности.

Персевераторная апраксия проявляется утратой способности целенаправленно действовать в силу двигательных персевераций. Встречается при повреждении лобной коры мозга. Апрактоагнозии (от греч. apractоs — бесполезный, бездействующий, a — частица отрицания, gnosis — знание, познание) свойственно сочетание апраксии, в первую очередь конструктивной, и агнозии. Описаны два варианта расстройства. Первый — это синдром Гэкена (Hecaen, 1956). Наблюдаются левосторонняя пространственная агнозия, визуально-конструктивные расстройства, апраксия одевания, нарушение топографических представлений и понятий, гемисоматогнозия, дислексия и акалькулия.

Расстройство возникает при локализации очага повреждения в правой гемисфере (надкраевая и угловая извилины, задняя часть верхней височной извилины). Второй вариант — это синдром Зангвилла (Zangwill, 1950). Данному нарушению свойственны такие симптомы: 1) игнорирование левой половины зрительного пространства, то есть односторонняя пространственная агнозия, 2) конструктивная апраксия, 3) нарушение топографической памяти и пространственная дезориентировка, 4) апраксия одевания и 5) окуломоторные расстройства и дефекты зрительных координаций. Расстройство возникает при повреждении правого полушария мозга.

Алексия (от греч. a — приставка отрицания, lexis — слово, речь) — утрата способности читать. Нарушение может быть связано с такими факторами: неразличением букв — литеральная nалексия, неразличением слогов — асиллабия и неразличением слов — вербальная алексия. Динамику расстройства характеризует приведённая последовательность нарушений. Очаг поражения локализован в коре основания затылочной доли доминантного полушария. В некоторых случаях повреждение распространяется на височную кору мозга (Смирнов, 1962). Способность писать на теряется. При чистой алексии пациенты не могут прочесть написанное ими самими.

Алалия (от греч. a — приставка отрицания, lalia — речь) или афемия — утрата способности говорить. Описана Delius (1757). В зависимости от того, страдает ли экспрессивная или импрессивная речь, различают моторную и сенсорную алалии. Наблюдается в детском возрасте. Обусловлена недоразвитием речевых областей мозга, их пре- или ранним постнатальным повреждением. При моторной алалии нарушена или отсутствует активная речь, понимание речи окружающих может не страдать. Сенсорную алалию характеризуют своевременное появление речевой активности и непонимание речи окружающих. Некоторые авторы используют термин для обозначения функциональных нарушений речи, предпочитая органические определять термином «афазия». Неспособность говорить в связи с судорогами речевой мускулатуры обозначают термином афтензия.

Акалькулия или дискалькулия (от лат. a — приставка отрицания, calculo — считать; греч. dys — приставка, означающая отрицание, отделение, разделение). Описана S.E.Henschen (1919). Характерны нарушения счёта, особенно связанные с переходом через десяток, неспособность усвоить или утрата представления о разрядной структуре числе. Встречаются весьма локальные нарушения, когда пациент, например, правильно складывает числа, но не умеет вычитать. Расстройство объясняют нарушением симультанного синтеза (Лурия, 1962), возникающим при повреждении теменно-затылочной области доминантного полушария. При редко встречающейся первичной акалькулии (Berger, 1926) нарушение не связано с расстройством других высших корковых функций. При вторичной акалькулии расстройство возникает в сочетании с общим снижением памяти, явлениями афазии и персеверации.

Азафия или азафололалия (от греч. a — приставка отрицания, saphes — ясный) — невнятная, неотчётливая речь. Редко используемый синоним моторной афазии и дизартрии. Акатамасезия (от греч. a — приставка отрицания, katamothesis — полное знание) — полная неспособность понимать разговорную речь. Обусловлена сенсорной афазией, наблюдается также в острых психотических состояниях.

Апросодия или диспросодия (от греч. a, dys — приставки отрицания, prosodikos — касающийся ударения) — неспособность или утрата способности владеть просодическими характеристиками речи, такими как ударение, тональность, громкость, паузы. Обычно сопровождает афазию и в этом случае связана с патологией лобной коры мозга, предположительно субдоминантного полушария. Может возникать и при других нарушениях, например аффективных.

Апситирия (от греч. a — приставка отрицания, psithyros — шепот) — неспособность или утрата способности говорить шепотом. Вероятно, одно из проявлений апросодии. Чаще наблюдается при истерии, в этом случае сочетается с афонией.

Афония (от греч. a — приставка отрицания, phonema — звук) — отсутствие звучной речи при сохранении шепотной. Наблюдается при органическом повреждении мозга, гортани, психогении (чаще истерии). Утрата или ослабление силы голоса связано с неполным смыканием голосовых связок при их слабом напряжении. При функциональной афонии во время аффекта внезапно может появиться громкий голос.

Афразия (от греч. a phrasis — оборот речи, выражение) — стойкая или преходящая утрата речи. При истерии проявляется психогенным мутизмом.

Асхематизм (от греч. a — приставка отрицания, schema — образ, вид, форма) — утрата способности узнавать предметы, изображённые на рисунках. Узнавание самих предметов не нарушено (Гуревич, 1940). Наблюдается при повреждении нижнетеменной области мозга.

Дислогия (от греч. dis — приставка отрицания, отделения, logos — слово, понятие, учение) — неспособность или утрата способности устно выражать свои мысли. Способность выражать свои мысли в письменной форме может быть не нарушена.

В психопатологии детского возраста чаще наблюдается задержка развития навыков. Особенно это касается школьных навыков. Укажем некоторые из них, не связанные с умственной отсталостью, верифицируемой очаговой патологией мозга, сенсорными и эмоциональными нарушениями, социальной депривацией и берущие начало с ранних стадий развития детей. Предполагают, что такие отклонения обусловлены биологической дисфункцией и возникают при нарушениях обработки когнитивной информации. Как и в случаях другой патологии, чаще встречаются у мальчиков.

Нередко нарушения могут сохраняться даже у взрослых пациентов. Следует отметить трудности разграничения собственно задержки развития школьных навыков от культуральных, индивидуальных и возрастных особенностей развития, а также связанных с иной патологией, например дефицитом внимания и гиперактивностью. В настоящее время лучше изучены нарушения развития навыков чтения, спеллинования, счёта и, кроме того, моторная неуклюжесть, хотя могут быть и другие нарушения, а также их сочетания.

1. Специфическое расстройство чтения — клинически значимое нарушение развития навыка чтения, имеющее следствием снижение успеваемости по всем дисциплинам, так или иначе связанным с чтением, эмоциональные и поведенческие проблемы. Существо расстройства состоит в трудностях различения букв печатного и рукописного текстов, то есть в агнозии знаков письма. На ранних стадиях обучения алфавитному шрифту могут быть трудности в пересказывании алфавита и распределении звуков по их категориям.

Позднее выявляются такие нарушения устного чтения: 1) пропуски, замены, искажения или дополнения слов или их частей; 2) медленный темп чтения; 3) попытки начать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточности в выражениях; 4) перестановка букв и слогов в словах, а также слов в предложениях; зеркальное или обратное чтение. Нарушается понимание смысла читаемого. Например, неспособность вспомнить факты из прочитанного, сделать вывод о его содержании, склонность отвечать на вопросы о прочитанном, используя общие знания, а не информацию из текста.

В более позднем возрасте на первый план выступает непонимание прочитанного. Специфическим нарушениям навыка чтения обычно предшествуют расстройство развития речи, проблемы категоризации звуков, рифмования, возможно, дефекты различения букв и звуков речи, слуховой последовательной памяти, слуховой ассоциации. Синонимы термина: дислексия, связанная с развитием, специфическая задержка в чтении, чтение в обратном порядке, нарушение спеллингования в сочетании с расстройством чтения.

2. Специфическое расстройство спеллингования — клинически значимое нарушение понимания прочитанного. Нарушается и способность обратного перевода устной речи в письменную. Фонологические ошибки в письме не связаны с различием правил написания и произношения слов. Неразборчивый почерк сюда не относится. Некоторые авторы говорят о нарушениях фонологического сознания. Навыки чтения обычно формируются нормально. Расстройство спеллингования мало изучено в плане предшествующих нарушений, динамики, коррелятов и исхода.

3. Специфическое расстройство счёта — клинически значимое нарушение развития навыка счёта, касающееся основных арифметических операций в письменном и устном счёте. Более высокие математические навыки могут развиваться значительно успешнее. Формирование навыков чтения и спеллингования не нарушено. Расстройство мало изучено, предполагают, что могут быть нарушены зрительно-пространственные и зрительно-воспринимающиеся навыки. Арифметические трудности могут включать:

  • Неясность понятий, лежащих в основе операций счёта;
  • Непонимание математических терминов или знаков;
  • Неузнавание знаков чисел;
  • Трудности выполнения стандартных действий счёта;
  • Трудности понимания того, какие числа следует использовать в действиях счёта;
  • Трудности усвоения порядка чисел, десятичных дробей и знаков счёта;
  • Плохая пространственная организация арифметических вычислений;
  • Неспособность усвоить таблицу умножения.

Синонимы термина: синдром развития Герстмана-Шильдера, специфическое расстройство счёта, связанное с развитием, акалькулия развития.

4. Специфическое расстройство развития двигательных функций — клинически значимое нарушение развития двигательных координаций, моторная неуклюжесть или дебильность, обычно сочетающаяся с нарушением продуктивности при выполнении зрительно-пространственных когнитивных задач. Страдает как грубая, так и особенно тонкая, лобная двигательная координация движений, заметная с раннего детства. Одновременно могут быть хореиформные гиперкинезы, зеркальные движения, нарушения артикуляции, повышенные, сниженные или асимметричные сухожильные рефлексы и другие мягкие неврологические знаки.

Дети медленно обучаются ходить, бегать, прыгать, стоять на одной ноге, подниматься и спускаться по лестнице, передвигаться по наклонной поверхности и т. д. Им трудно научиться застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, бросать и ловить мяч, кидать камни и попадать ими в цель. Они чаще сверстников роняют вещи, спотыкаются, ударяются, имеют неразборчивый почерк, хуже их рисуют, выполняют задания с составными картинами-загадками, конструкторскими игрушками, пониманием и рисованием карт. У многих пациентов проблемы двигательной координации сохраняются в более поздние возрастные сроки. Синонимы термина: синдром детской неуклюжести, диспраксия развития.
К содержанию

Признаки и симптомы

Основным симптомом апраксии является неспособность человека выполнять движения при отсутствии какого-либо физического паралича. Команды для перемещения понятны, но не могут быть выполнены. Когда начинается движение, оно обычно очень неуклюже, неконтролируемо и неуместно. В некоторых случаях движение может произойти непреднамеренно. Апраксия иногда сопровождается потерей человеком способности понимать или использовать слова (афазией).

Определенные типы апраксии характеризуются неспособностью выполнять определенные движения по команде. Например, при апраксии шейно-лицевой области больной человек не может кашлять, свистеть, облизать губы или подмигивать, когда его об этом просят. При конструкционном типе болезни человек не может воспроизвести простые узоры или скопировать простые рисунки.

Этиология, факторы риска

Проявления апраксии связаны с поражением теменных, лобных долей коры головного мозга, мозолистого тела. Спровоцировать это состояние могут следующие патологии:

  • возникшее на фоне хронического недостатка кровообращения слабоумие;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалит;
  • болезнь Альцгеймера;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона.

При наличии одного из вышеописанных заболеваний необходимо регулярно следить за состоянием своего здоровья в динамике.

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Жестовые подсказки

Другой подход состоит в использовании визуальной жестовой подсказки. Родители или терапевт прикасаются к своему рту, когда они произносят определенный звук. Например, мы можем поднести указательный палец к губам и отодвинуть его, когда мы говорим звук «п». Подсказка привлекает внимание ребенка к тому, как губы формируют определенный звук.

Мы будем использовать более одной подсказки, когда мы говорим целое слово, чтобы показать разницу между звуками в слове. Комбинация визуальной и вербальной подсказки помогает ребенку сосредоточиться, лучше понять и произнести слово.

Такая подсказка может быть особенно полезной для детей с аутизмом, которые часто склонны к обучению через зрительное восприятие. Тем не менее, для этого метода необходимо, чтобы ребенок мог уделять внимание подсказкам и подражать им.

Что делает доктор?

    Если есть подозрение на апраксию, врач сначала заводит историю болезни. Для этого он часто собирает информацию от родственников и медсестер (сторонний анамнез), так как многие пациенты дополнительно страдают расстройством речи (афазия) и поэтому не могут сами предоставить информацию. Для врача важно, например, наблюдать, что пациент не может жестами выразить свои желания, пытается съесть суп вилкой или выталкивает зубную пасту из закрытого тюбика зубной пасты.

Используя различные обследования и тесты, врач может затем проверить отдельные действия и движения, которые часто нарушаются во время апраксии. Например, он может попросить пациента имитировать простые движения рук, положения пальцев или жесты. Он также может устно спросить пациента об определенных жестах (например: «Покажи мне, как бить!»).

Также для проверки используются предметы: предлагается разрезать бумагу ножницами, надеть очки, открыть щеколду и т. д. Например, чтобы выявить щечноязычную апраксию, врач может попросить пациента посвистеть, поцокать языком, пососать соломинку или попеременно надуть щеки.

Описание

Апраксия понимается как моторная неисправность, которая не может быть объяснена основной двигательной инвалидностью: нет паралича или нарушения координации. Тем не менее, пострадавшие не могут совершать произвольные, целенаправленные движения или обрабатывать предметы (например, столовые приборы или инструменты).

Апраксия обычно является следствием повреждения левой половины мозга (например, при инсульте). Обычно он поражает обе половины тела и, в большинстве случаев, сопровождается одновременным нарушением речи (афазия). Часто апраксия сопровождается параличом правой стороны тела, так что последствия дисфункции можно увидеть только на левой (все еще подвижной) стороне.

Преимущества реабилитации в

Большой опыт и внимательность позволяют нашим специалистам находить подход к больным, подбирать оптимальные в конкретном случае методы реабилитации. Мы считаем, что в медицине не может быть мелочей: в нашем центре работают только грамотные квалифицированные специалисты (от сотрудников администрации и сиделок до врачей), мы используем новое современное и при этом доказавшее свою эффективность оборудование и методики, придерживаемся индивидуального и мультидисциплинарного подхода, наши психологи и психотерапевты всегда готовы помочь пациентам справиться с депрессией и принять новые условия жизни. Также мы продумали архитектуру центра: широкие дверные проемы, беспороговое противоскользящее покрытие, пандусы и поручни особенны важно для людей с ограниченными возможностями.

Мы хотим, чтобы ваше благополучие не зависело от обстоятельств!

Клиническая картина

Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

  • отсутствие лепетания;
  • ребенок поздно начинает говорить;
  • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
  • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

Различия течения патологии у взрослых и детей

Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

Апраксия речи считается моторным нарушением речи

На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима

Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

  • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
  • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
  • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
  • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

Причины

Апраксия возникает в результате дефекта мозговых путей, которые содержат память об изученных моделях движения. Повреждение может быть результатом определенных метаболических, неврологических или других нарушений, которые затрагивают мозг, особенно лобную долю (нижняя теменная доля) левого полушария головного мозга. В этом регионе сохраняются сложные трехмерные представления ранее изученных моделей и движений. Пациенты с апраксией не могут восстановить эти модели сохраненных квалифицированных движений.

Окуломоторная апраксия является доминирующей генетической особенностью. Ген этого состояния был обнаружен в хромосоме 2p13. Каждая хромосома имеет короткое плечо, обозначенное «p», и длинное плечо, обозначенное «q». Хромосомы далее подразделяются на множество полос, которые пронумерованы. Например, «хромосома 2р13» относится к полосе 13 на коротком плече хромосомы 2. Пронумерованные полосы указывают местоположение тысяч генов, присутствующих в каждой хромосоме.

Генетические заболевания определяются двумя генами, один из которых получен от отца, а другой — от матери.

Доминантные генетические нарушения возникают, когда для появления заболевания необходима только одна копия ненормального гена. Аномальный ген может быть унаследован от любого из родителей или может быть результатом новой мутации (изменения гена) у пострадавшего человека. Риск передачи ненормального гена от пострадавшего родителя к потомству составляет 50% для каждой беременности, независимо от пола ребенка.

Тканевое или клеточное повреждение (поражение) других специфических частей мозга, будь то в результате инсульта или травм, опухолей или деменции, также может вызывать апраксию. Эти другие местоположения включают так называемую дополнительную моторную область (премоторную кору) или мозолистое тело.

Если апраксия является результатом инсульта, она обычно уменьшается в течение нескольких недель. Некоторые случаи апраксии врожденные. Когда ребенок рождается с апраксией, это обычно является результатом пороков развития центральной нервной системы. С другой стороны, у людей с ухудшением умственного функционирования (дегенеративная деменция) также может развиться апраксия.

У людей с состоянием ухудшения умственного функционирования (дегенеративная деменция) также может развиться апраксия.

Исключение других заболеваний (дифференциальная диагностика)

Для точного диагноза врач должен исключить другие состояния, которые могут иметь такие проявления, как апраксия. К ним относятся, например, паралич движений рта, лица, головы и туловища, атаксия (нарушение координации движений), пренебрежение (нарушение восприятия в результате инсульта, при котором не воспринимается половина окружения или собственное тело). Также должны быть исключены, например, слабоумие и расстройство понимания речи. Для этого проводятся соответствующие испытания и исследования.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист. В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Визуальная поддержка и устройства для генерации речи

Логопед может порекомендовать вам использовать вспомогательный метод коммуникации, например, визуальную поддержку (картинки-подсказки) или планшет с программой генерации голоса. По опыту мы знаем, что такой подход кажется многим родителям неправильным. Они могут волноваться, что поддержка с помощью изображений или устройства, генерирующего речь, начнет заменять речь ребенка и остановит ее развитие. Хорошие новости в том, что исследования доказывают как раз обратное.

Альтернативные методы коммуникации поощряют развитие устной речи. Возможно, это происходит потому, что они предоставляют ребенку возможность общаться с окружающими, пока он работает над своими речевыми навыками. В нашей практике мы часто наблюдаем, как связь между изображением и словом помогает невербальным и минимально вербальным детям лучше понимать и использовать слова.

Принципы лечения

Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе. Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития. Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

Терапия апраксии должна начинаться с устранения причины патологии, то есть лечения основного заболевания.

Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом. Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

Профилактика

Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:

  • отказ от вредных привычек и алкоголя;
  • сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
  • урегулировать свой режим питания;
  • питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
  • регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
  • следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.

Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.

Люди, страдающие этим недугом, зависимы от общества, в частности от родных и близких, так как выполнение определенных операций им просто не под силу. Будьте здоровы!

Возможные последствия и осложнения

Отсутствие лечения, направленного на восстановление и улучшение качества речи ребенка, грозит развитием следующих осложнений и негативных последствий:

  • нарушение социализации ребенка;
  • прогрессирование дисфункции мускулатуры лица, которая отвечает за подвижность нижней челюсти, губ и языка (данное осложнение только усугубит уже имеющиеся признаки оральной апраксии);
  • необходимость в получении индивидуального образования в связи с отсутствием способности к воспроизведению слов, правильному построению предложений;
  • отсталость в физическом и умственном развитии;
  • отсутствие навыков коммуникации со сверстниками и другими окружающими людьми;
  • появление склонности к агрессии, возникновение порывов ярости и признаков нестабильного психоэмоционального состояния, обусловленного ограниченными возможностями к выражению мыслей;
  • развитие комплексов и неуверенности в себе, которые появляются у ребенка из-за неправильного воспроизведения слов и звуков, а также насмешек со стороны других детей;
  • сохранение дефектов речевого аппарата, которые остаются с детьми на всех этапах их взросления, существенно снижая его качество жизни.

Апраксия — это тяжелое неврологическое расстройство, которое развивается из-за очаговых поражений отдельных участков ЦНС. В логопедии данное заболевание характеризуется оральной апраксией, симптомы которой проявляются нарушениями подвижности мышечных тканей лица, отвечающих за синхронное взаимодействие губ, нижней челюсти и языка.

Основным признаком проявления этого заболевания является то, что у ребенка полностью или же частично отсутствуют способности к воспроизведению большинства звуков и слов. Диагностикой патологии занимается аудиолог и логопед.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]