Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.
Особенности адаптации человека содержатся в том, что он должен добиться одновременного равновесия с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться к другим особям, которые также стараются адаптироваться и к среде и к ее обитателям.
Адаптация понятие. Выделяются два подхода к разбору феномена адаптации. Согласно первому подходу, адаптация – это свойство живого саморегулируемого организма, которое обеспечивает постоянство характеристик под воздействием на него условий окружающей среды, что достигается развитыми адаптационными способностями.
За вторым подходом адаптация – это динамическое образование, процесс привыкания индивида к обстоятельствам окружающей среды.
Поскольку человек это биосоциальная система, то проблема адаптации должна анализироваться соответственно трем уровням: физиологическому, психологическому и социальному. Все три уровня имеют между собой связь, воздействуют друг на друга, устанавливают интегральную характеристику общего функционирования систем организма. Такая интегральная характеристика проявляется, как динамичное образование и определяется, как функциональное состояние организма. Без термина «функциональное состояние» невозможно говорить о явлении адаптации.
Приспособляемость в ситуациях, в которых отсутствуют барьеры на пути к достижению успехов, осуществляется посредством конструктивных механизмов. Эти механизмы включают познавательные процессы, целеполагание, конформное поведение. Когда ситуация проблемная и насыщена внешними и внутренними барьерами, то процесс адаптации протекает посредством защитных механизмов личности. Благодаря конструктивным механизмам человек может проявлять адекватную реакцию на изменения социальных жизненных обстоятельств, пользуясь возможностью оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать и прогнозировать возможные события.
Выделяются такие механизмы адаптации человека: социальный интеллект – умение усматривать сложные отношения, зависимости между объектами социальной среды; социальное воображение – умение понимать опыт, мысленно определять судьбу, осознавая себя сейчас, свои ресурсы и возможности, помещая себя в рамки текущего этапа общества; реалистичная устремленность сознания.
Адаптация личности состоит из системы защитных механизмов, благодаря которым понижается тревожность, обеспечивается единство «Я-концепции» и стабильность самооценки, сохраняется соответствие между представлениями о мире и о самом человеке в частности.
Выделяют такие психологические защитные механизмы: отрицание – игнорирование нежелательной информации или травмирующих психику эпизодов; регрессия – проявление человеком инфантильных стратегий поведения; формирование реакции – изменение нерациональных импульсов, эмоциональных состояний на противоположные; вытеснение – «стирание» из памяти и сознания болезненных воспоминаний; подавление – почти такое же вытеснение, но более сознательное.
Вышеописанные основные защитные механизмы при адаптации личности существуют еще дополнительные, они считаются более зрелыми: проекция – приписывание кому-то качеств, поступков, которые присущие самой личности, но она их не осознает; идентификация – отождествление себя с каким-то реальным или нафантазированным персонажем, приписывание себе его качеств; рационализация – стремление объяснить поступок, интерпретируя события таким образом, чтобы уменьшить его травмирующее влияние на личность; сублимация – преобразование инстинктивной энергии в общественно приемлемые формы поведения и деятельности; юмор – стремление снизить психологическое напряжение, применяя юмористические выражения или рассказы.
В психологии существует понятие адаптационного барьера, оно означает своего рода границу в параметрах внешней среды, выходя за которую адаптация личности уже не будет адекватной. Свойства адаптационного барьера выражаются индивидуально. На них влияют биологические факторы среды, конституционный тип личности, социальные факторы, индивидуально-психологические факторы человека, определяющие адаптационные возможности личности. Такие личностные свойства – это самооценка, система ценностей, волевая сфера и другие.
Успешность адаптации определяется полноценным функционированием физиологического и психического уровня личности. Эти системы находятся и функционируют во взаимосвязи. Есть компонент, которым обеспечивается эта взаимосвязь двух уровней и осуществляется нормальная деятельность личности. Такой компонент может иметь двойственное строение: психический и физиологический элемент. Этим компонентом в регуляции адаптации человека являются эмоции.
Биологическая и психологическая адаптация
Биологическая адаптация – это явление, объединяющее человека и неразумную жизнь. Термином принято обозначать способность подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Учитывают климат, внутренние изменения организма, уровень света и показатели давления окружающей среды, уровень влажности, вынужденную ограниченность реализации определенных функций. Внутренние изменения, к которым приходится адаптироваться, – это еще и различные заболевания.
Адаптация
Психологическая адаптация – это процесс подстройки личности под общественные требования, потребности себя самого, индивидуальный набор интересов. Социальная адаптация предполагает усвоение нормы, ценностей, актуальных для сообщества, в котором человек оказался. Это касается не только крупной общности, но и небольших социальных формирований, к примеру семьи.
Определение термина в психологии
Понятие адаптации введено Г. Селье. Также им выделено и 3 этапа развития данного процесса: тревога, сопротивление и истощение. На этот же термин иной взгляд имел А. Маслоу. По его мнению, психологическая адаптация – это взаимодействие личности и условий окружающей среды, способствующее обретению духовного здоровья и развития. Если при этом наблюдается расхождение моральных ценностей, то возникает конфликт личности, который индивид старается решить как можно быстрее.
Фото: restaurant-lacledeschamps.fr
Р. Ласаруса давал такое определение адаптации: это процесс, при котором во время познания мира человек получает определенную информацию, которая может не соответствовать его моральным принципам и установкам. В результате этого происходит внутренний конфликт. То, с какой скоростью индивид сможет решить его, и является показателем его адаптированности.
Адаптация – это в психологии одно из основных понятий. Психоанализ данную способность оценивает как работу и взаимодействие защитных механизмов, имеющихся у конкретной личности. Они функционируют таким образом, чтобы решение конфликта происходило с минимальным уроном для психики.
Отдельное место занимает сенсорная адаптация, находящаяся на границе между психологией и физиологией. Это состояние, которое связано с работой анализаторов в ответ на действие раздражителей – постоянное или временное.
Социальная адаптация
Социальная адаптация – это явление, которое можно наблюдать, отслеживая эволюцию взаимодействия человека и окружающих его особей. Чтобы оценить способности к адаптации, необходимо наблюдать активную деятельность особи. Социальный аспект рассматриваемого явления предполагает способность учиться, работать, создавать отношения с другими людьми и корректировать линию поведения, учитывая ожидания и требования иных участников социума.
Любой организм во время своего существования адаптируется к внешним условиям. Этот процесс беспрерывен и протекает с момента начала существования до биологической смерти. Один из аспектов программы адаптации – научение. Внутри него выделяют три подвида: реактивное, оперантное, когнитивное.
Реактивное, оперантное, когнитивное
Особенности адаптации реактивного типа объясняются способностями организма отвечать на внешние факторы. В ходе взаимодействия происходит постепенное привыкание.
Оперантная адаптация существенно сложнее описанного выше реактивного метода. Она реализуема, когда у особи есть возможность взаимодействия и эксперимента, в ходе которого наблюдается отклик окружающего пространства. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи. Широко распространенный метод проб и ошибок – классический представитель этого вида адаптации. Сюда же относятся наблюдения, формирование ответных реакций.
Адаптация человека посредством когнитивного обучения предполагает выявление причинно-следственной связи между ситуациями с последующей оценкой происходящего. Для этого необходимо уметь анализировать полученный ранее опыт, а также обучиться предвидеть возможные последствия действий. Когнитивное обучение включает в себя латентное, инсайт, рассуждения и формирование психомоторных навыков.
Основные виды
Архетип — это что такое в психологии и философии
Термин «адаптация» означает разные процессы, которые могут затрагивать как физиологический, так и психологический уровень. Такое разделение позволяет лучше понять особенности каждого вида приспособляемости, это важно для понимания развития общества.
Биологическая
Ее ярчайшее проявление – это эволюция. Она обозначает то, что виды, которые не смогли приспособиться к окружающей среде, вымерли. В популяции появляются животные с разными признаками. В ходе естественного отбора выживают сильнейшие, которые начинают размножаться.
Несмотря на свой размер, динозавры не смогли адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому они все вымерли
Для того чтобы понять, что такое адаптация определение знать совсем необязательно, важно понимать особенности процесса. В ходе приспособления виды выработали механизмы выживания, например, защитную окраску.
Социальная
Узнать, что такое адаптация человека, сложнее, так как у него проявляются не только биологические особенности. В жизни ему приходится приспосабливаться к требованиям общества. Он привыкает ходить на учебу, работать, следовать определенным ритуалам.
Важно! В случае изгнания из социальной группы индивид испытывает отрицательные эмоции.
В ходе взаимодействия человек понимает, как относится к персоналу организации или что делать в разных ситуациях. Чем выше его приспособляемость, тем легче ему достичь успеха во всех сферах. Сложно понять, что именно значит адаптация. Для каждого индивида этот процесс проходит индивидуально.
Этническая
Приспособляемость национальных групп тоже протекает по-разному. Основная сложность состоит в том, что процессу мешают расовые конфликты.
В обиходе отдельному этносу могут придумывать обидные прозвища, его притесняют в социальном плане, не дают работать и учиться. Несмотря на современное развитие мира, данная проблема все еще не решена до конца.
Этическая проблема – это грань допустимого влияния. Если этнос переехал жить на территорию другой страны, обязан ли он отказываться от своих традиций и полностью перенять чужие? В такой ситуации нельзя однозначно определить, будет ли благом адаптация, что это такое в каждом конкретном случае рассматривают отдельно.
Психологическая
Это важная разновидность, которая определяет социальную жизнь индивида. В нее входит подстройка под определенные требования общества. Например, в России принято уважительно называть человека на «Вы», тот, кто не следует этому правилу, считается нарушителем.
Адаптация – это определение из социальной психологии. Термин означает способность индивида понимать требования других людей и меняться под них.
Умение переключаться на социальные роли тоже относится к приспособляемости
В организации могут быть свои правила поведения. Если новичок сможет их перенять быстро, то у него высокий уровень адаптации. В современной педагогике этот термин тоже имеет большое значение – для учеников привыкание к образовательному процессу проходит в стрессе.
Особенности приспособляемости людей, с точки зрения социальных наук, рассматриваются в рамках обществознания. Эта информация имеет большое значение для понимания особенностей развития социума.
Знания о приспособляемости пригодятся в профессиональной сфере. Новичку бывает сложно влиться в коллектив, но некоторые быстро осваиваются, другие медленно. Руководителю важно понимать, как грамотно проводить управление коллективом, чтобы снизить уровень стресса.
Обучение: какое бывает?
Классический пример адаптации – научение посредством проб и ошибок. Он распространен и в человеческом обществе, и у животных. Объект, впервые встречая препятствие, пытается справиться с ним. Неэффективные действия отбрасываются, рано или поздно выявляется оптимальный вариант решения.
Формирование реакции – это в некоторой степени дрессировка. Такая адаптация предполагает награду за адекватную реакцию. Вознаграждение может быть физическим, эмоциональным. Некоторые психологи твердо убеждены, что детская адаптация наиболее эффективна именно таким путем. Едва малыш обучается произносить звуки, окружающие приходят в восторг от его лепета. Особенно ярко выражено это у матери, которой кажется, что чадо зовет именно ее.
Наблюдение – еще один путь обучения. Социальная человеческая активность во многом организована именно таким образом – особь наблюдает за тем, как ведут себя окружающие. Подражая им, человек учится. Особенность в том, что понимание значения действий и их последовательностей не предполагается.
Противоречивость
Это слово как нельзя лучше характеризует процесс адаптации. Почему? Потому что с одной стороны человек должен «вливаться» в общество. Но с другой – обосабливаться от него, чтобы оставаться самим собой.
Равновесие удержать очень сложно, поскольку в наше время в условиях всеохватывающих перемен оно нарушается. Из-за кардинальных изменений в практических всех жизненных сферах стали другими и функции институтов социализации.
Современные люди часто просто не успевают за таким стремительным ходом событий. Многие даже не могут понять, на что им ориентироваться – жизненные ценности меняются, а жизнь идет в таком ритме, что у некоторых не получается остановиться и поразмышлять над тем, ради чего они на самом деле существуют.
Викарная и латентная адаптация
Викарная адаптация предполагает усвоение некоторой модели поведения, понимание ее актуальности и последствий совершаемых действий. Обычно наблюдается такая адаптация после знакомства с моделями поведения известных и знаменитых, успешных индивидуумов. Некоторые подражают персонажам фильмов или своим знакомым.
Латентная адаптация основана на получении сигналов окружающего пространства. Некоторые из них осознаются, другие воспринимаются нечетко, третьи вовсе не воспринимаются сознанием. Мозг формирует когнитивную карту мира, в котором особь вынуждена выживать, и определяет, какой ответ на ситуацию в новой обстановке будет оптимальным. Такое развитие адаптации подтверждено проведением экскрементов с крысами, способными обнаруживать путь к еде через лабиринт. В частности, ученые сперва обучали дороге, затем заливали лабиринт водой. Животное по-прежнему добиралось до пищи, хотя и вынуждено было для этого применить иные двигательные реакции.
Инсайт и рассуждения
Один из методов обучения в рамках адаптации – инсайт. Термином принято обозначать ситуацию, когда индивидуум в разные моменты времени получает данные, которые затем формируются в единую картину. Полученная карта используется при необходимости выжить в условиях адаптации, то есть в ситуации, совершенно новой для особи. Инсайт в некоторой степени – творческий процесс. Решение, как правило, появляется непредсказуемо, спонтанно, является оригинальным.
Рассуждения – еще один актуальный метод адаптации. Прибегают к нему в случае, когда готовое решение отсутствует, пробы с возможным совершением ошибок представляются малоэффективным вариантом. Результат, который получает рассуждающая особь, в будущем применяется для выхода из различных ситуаций.
Нарушения
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.
Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.
Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться
Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.
Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.
Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.
Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.
Работаем в коллективе: особенности
Для любого руководителя предприятия исключительно важный аспект внутренней политики – адаптация персонала. При безответственном отношении к этому вопросу текучесть кадров становится высокой, а активное развитие фирмы практически невозможно. Заниматься новыми работниками руководитель может не всегда – такой подход применим лишь в малом по масштабу бизнесе. Вместо этого приходится разрабатывать стандартные оптимальные процедуры, позволяющие помочь новому человеку встроиться в рабочий процесс предприятия.
Адаптация представляет собой знакомство индивидуума с внутренней организацией, корпоративной культурой. Новый сотрудник должен подстроиться под озвученные требования и встроиться в коллектив.
Адаптация персонала – это приспособление новых людей к условиям рабочего процесса и содержанию труда, к соцсреде на рабочем месте. Чтобы облегчить процесс, необходимо продумать, как сделать процесс знакомства с коллегами и обязанностями проще. Адаптация предполагает донесение принятых в коллективе стереотипов поведения. В области ответственности нового работника – ассимилироваться, приспособиться к окружающему пространству и начать идентифицировать общие цели и собственные интересы.
Три подхода к адаптации
«Оптический» – «вы работайте, а мы на вас посмотрим»
Этот подход нельзя назвать удачным. Работодатели, выбирающие его, предпочитают обсуждать заработную плату и обязанности сотрудника после того, как посмотрят на него в деле. Обучения практически нет, новичок сразу приступает к работе. Если он не подойдет, нанимают другого. Для нового сотрудника это может обернуться разочарованием и ощущением ненужности.
«Армейский» – «тяжело в учении, легко в бою»
Испытательный срок становится настоящим экзаменом на выживание – новичку дают сложные и ответственные задачи, но не объясняют, как их выполнять. В этих условиях остаются только самые целеустремленные. С сотрудником, который не подошел, расстаются и нанимают нового. Этот способ имеет негативные последствия: после зачисления в штат, новый сотрудник расслабляется или начинает «мстить». К новичкам в таких организациях относятся враждебно или стараются не замечать – неизвестно долго ли он продержится. Так попытка нанять самые лучшие кадры оборачивается в долгосрочной перспективе плохим отношением к работе и конфликтами в коллективе.
«Партнерский» – «мы поможем»
Этот подход – результат эффективной кадровой политики. Работодатель осознает, что идеальных кандидатов не бывает, не затягивает поиск, а выбирает на должность самого подходящего человека. Вход в работу максимально плавный – сотрудника обучают, знакомят с организацией, прикрепляют наставника, чтобы он мог задать ему свои вопросы.
Владимир Трофименко, генеральный директор представительства компании Mankiewicz в России и странах СНГ, Член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России:
«Наша система проектного менеджмента внедрялась естественным органическим путем и базировалась на желании достигнуть целей компании. У нас нет отдела, который мог бы заниматься адаптацией персонала. Вместо этого внедрена система «стартапов». Они формируются исходя из психофизиологических особенностей каждого участника и основаны на непрерывном обучении руководителей групп, которые следят за балансом, четким планированием и иерархией внутри команды. При таком подходе эффективность целого подразделения всегда больше, чем сумма способностей составляющих его сотрудников. Каждый стартап набирается под определенный проект, и его длительность зависит от срока выполнения задачи. Как только один стартап закрывается, сразу же формируется новый, уже с другим составом сотрудников. Таким образом, новый сотрудник не проходит долгий процесс адаптации, а сразу приступает к своему делу и знакомится с коллегами по стартапу. Когда задача меняется, новичок начинает вникать в особенности работы другого стартапа и работает с другими коллегами. Довольно сложно принять структуру, где нет инструкций для персонала, процента от продаж и штрафов. Но результаты говорят сами за себя: у нас в Mankiewicz средний срок работы сотрудников – 12 лет, нет той текучки кадров, которой страдают российские компании. Многие остаются с нами, придя впервые студентами на стажировку. А значит, система подтверждает свою эффективность»
Теория…
Условия адаптации, правила этого процесса и особенности, регламентирующие его протекание, не раз становились объектом изучения видных умов нашего мира. За границей в настоящее время наиболее широко используется определение Айзенка, а также расширенные версии, сформированные его последователями. Этот подход предполагает трактовать адаптацию как состояние удовлетворения потребностей объекта и среды, а также процесс, в ходе которого такая гармония достигается. Таким образом, адаптация предполагает гармоничный баланс между природой и человеком, индивидуумом и средой.
Существует мнение, что психологическая адаптация на рабочем месте предполагает изменение процесса ознакомления нового работника с его обязательствами и с компанией в целом. Процесс необходимо подчинять требованиям окружающей среды.
Адаптация персонала, если следовать из заключений в работах Егоршина, представляет собой приспособление коллектива к условиям среды извне и внутри предприятия. Адаптация работника, соответственно, представляет собой результат процесса приспособления человека к коллегам и рабочему месту.
Характеристики и свойства
По мнению американского психолога Ричарда Лазаруса, на социально-психологическую адаптацию влияет информация, получаемая индивидом при взаимодействии с общественной средой и противоречащая изначальным жизненным установкам.
В итоге наблюдается несогласованность внутреннего посыла с реальными условиями существования. Это вызывает состояние психологического дискомфорта, которое побуждает к действию.
Гипотеза была подтверждена экспериментальным путем при изучении Ричардом Лазарусом и группой исследователей когнитивной оценки угрозы на формирование стрессовых реакций.
Условная интенсивность эмоциональных переживаний свидетельствует о степени адаптации индивида к социально-психологическим условиям. Фрейд, Адлер и Гартман проблематику рассматривали в контексте выработки защитных механизмов.
Общественные структуры, разделение труда, социальное неравенство и другие факторы, по мнению мастеров психоанализа, оказывают сильное влияние на успешность адаптации личности. Их свойствами и характеристиками определяются возможности развития индивида.
Структура общества, воспитание и обучение формируют поведенческие реакции и обеспечивают успешность адаптации. Важное условие гармоничной интеграции – социальная уступчивость. Она определяет нормы поведения индивида.
Скорость и глубина адаптации зависит не только от особенностей психики, эмоциональной устойчивости и внутренних резервов. Большое влияние на процесс приспосабливаемости оказывают внешние воздействия.
На материальном уровне выделяются вещественные факторы, а в социальной среде – общественное развитие, этнические моменты, условия жизни. Каждый индивид входит в адаптационный процесс в разном моральном и физиологическом состоянии.
Одни человек легче и быстрее приспосабливается, другой – сложнее и медленнее. По мнению многих исследователей, на адаптивность оказывают сильное влияние средовые факторы и субъективное воздействие.
К первым причисляют:
- Характер трудовой деятельности. Профессиональная деформация психики замедляет процесс адаптации и вносит в него коррективы.
- Условия жизни. Они имеют принципиальное значение, поскольку окружение во многом формирует внутренний мир и взгляды личности.
- Социальная прослойка. Это комплексная характеристика адаптационного процесса, оказывающая влияние на поведенческие реакции и мировоззренческую позицию.
К субъективным свойствам адаптационного процесса принято относить гендерную принадлежность, возраст, психоэмоциональные и физиологические особенности личности.
У исследователей нет единого мнения о том, какая группа факторов оказывает большее влияние на способность индивида приспосабливаться к изменившимся условиям.
По одной из теорий на адаптацию воздействует комплекс следующих критериев:
- когнитивного;
- эмоционального;
- мотивационного;
- практического.
В процессе жизнедеятельности в предложенных условиях формируется новая поведенческая модель, что ускоряет приспособление.
…И практика
Так сложилось, что в нашей стране адаптация нередко приравнивается к испытательному сроку, но на самом деле эти понятия отличаются. Адаптация для работника длится 1-6 месяцев. Испытательный срок – четверть года. Адаптационный период необходим для любого человека, а вот испытание при трудоустройстве нужно не всегда.
Во время испытания особенное внимание уделяется профессионализму сотрудника и его способности исполнять обязательства. Адаптация состоит из двух компонентов – это и профессионализация, и включение в микросоциум.
Хотя адаптация и испытательный срок не являются идентичными понятиями, нельзя назвать их и несовместимыми. Если при трудоустройстве в договоре прописывается необходимость испытательного срока, испытание и адаптация накладываются друг на друга.
Приходя на новое рабочее место, человек пытается вступить во внутренние отношения, свойственные компании. При этом одновременно ему приходится занимать разные позиции, которым присущи характерные правила поведения. Новый сотрудник – это коллега, подчиненный, для кого-то, возможно, руководитель, а также участник общественного формирования. Необходимо уметь вести себя так, как этого требует конкретная позиция. Одновременно новый работник должен следовать собственным целям, учитывать допустимость того или иного поведения с точки зрения личных приоритетов. Можно говорить о взаимосвязи адаптации, условий труда, мотивации.
Итог
Человек вынужден адаптироваться всегда на различных уровнях своей жизни. Сначала человек адаптируется физиологически, привыкая к контролю за своим телом, потом к окружающей природе. Социальная адаптация начинается в тот момент, когда родители приступают к воспитанию ребенка. При этом осуществляется психологическая адаптация, когда человек вырабатывает такие черты характера, которые помогут ему чувствовать себя гармонично в существующих условиях.
Адаптация не всегда предполагает исключительно эффективное и успешное, приемлемое поведение. Адаптироваться можно путем формирования болезни или плохого поведения, что также помогает более быстро достигать поставленных целей в имеющихся условиях.
Нюансы вопроса
Адаптация тем успешнее, чем в большей степени соответствуют друг другу ценности, нормы, актуальные для человека и коллектива. Это позволяет индивидууму быстрее принять и лучше понять, усвоить особенности новой для него среды.
Как говорят ученые, чтобы начать работать в меру своих сил и возможностей, необходимо потратить не менее 8 недель на привыкание к новым условиям. Для работников среднего звена необходимо 20 недель, а для руководства – от 26 недель и больше. Выбирая длительность периода адаптации в рамках предприятия, следует осознавать, что четверть года – достаточно продолжительный промежуток времени. Если за этот срок никакой отдачи от принятого на работу человека нет, вряд ли он подходит предприятию.
В то же время нужно помнить, что четверть года – период, для многих недостаточный, чтобы успешно социализироваться. Это заключается в сложности усвоения ценностей и правил поведения, принятых на предприятии. Следовательно, человеку сложно стать полноправным участников коллектива. Основная задача руководителя – различать адаптацию и испытание и осознавать, что процесс привыкания не может происходить мгновенно. Он состоит из последовательных этапов и растягивается на продолжительное время.
Между прочим, актуальность адаптации на рабочем месте хорошо доказывают статистические сведения. Как выявили исследователи, до 80 % работников, увольняющихся в первое полугодие после трудоустройства, принимают такое решение в первые 14 суток с момента вступления в должность.
Формы проявлений
Основной, самой продолжительной и сложной адаптацией считается приспосабливаемость к новому социальному окружению и изменившимся общественным условиям. Это активная форма развития личность, в рамках которой ощущается взаимное влияние человека и среды обитания.
Важное проявление такой адаптации – характер взаимодействия, который включает коммуникативные нюансы, индивида с окружающими людьми. Успешное приспособление к изменившимся условиям означает способность личности вести жизнедеятельность в новой социальной среде.
Адаптационный механизм на психологическом уровне может приобретать различные формы и проявления. Это определяется персональными эмоциональными и физиологическими характеристиками человека. Адаптация проявляется изменением взглядов и поведенческих реакций на ситуативные раздражители.
Дети: особенный возраст, особенное отношение
Детская адаптация – особенно тонкий вопрос. Как правило, проблемы впервые возникают, когда ребенка нужно отправить в ясли, детский сад. Со временем приходит время собирать ребенка в школу, и родители и дети снова сталкиваются с проблемами адаптации. Сложнее всего проходят первые дни. Для облегчения этого этапа необходимо учитывать особенности возраста малыша. На помощь родителям приходят психологи, специализирующиеся на проблемах адаптации детей к образовательным учреждениям.
Особенность адаптации в детском саду – обилие негативных эмоций в первое время. Малыши склонны капризничать и плакать, хныкать. Негативное состояние у некоторых выражено в страхе – чадо опасается неизвестного, новых людей, особенно взрослых. Стресс может спровоцировать гнев. Возможно проявление агрессии относительно кого и чего угодно. Некоторые дети в период адаптации проявляют депрессивные состояния, заторможенность, вялость.
Чтобы несколько сгладить переход, следует обеспечить позитивные эмоции, причем они должны быть связаны для ребенка с новым местом. Обильный вариант – подбор стимулов, игр, наград, которые малыш получает за адекватное поведение. Негативные эмоции со временем полностью уступят место позитивным. Родители должны быть готовы к тому, что первое время с момента начала посещения детского учреждения чадо будет плохо спать, даже если ранее таких сложностей не наблюдалось. Беспокойный сон, пробуждение в слезах или с криком – это проблема, которая самостоятельно исчерпывает себя к моменту завершения адаптационного этапа.
Доклад по теме: «Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы»
Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы
Адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление) обозначают явления, приспособления, соизмеримые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений. Понятие адаптация является основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с его окружением как процессы гомеостатического уравновешения. Впервые данный термин введен в научный оборот Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где обозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей.
Как показал анализ литературы подходов к определению понятия «адаптация» существует достаточно много. В качестве примера остановимся на некоторых из них.
З.К. Трушинский считает, что «Адаптация — взаимодействие организма и окружающей среды, направленное на поддержание гомеостаза, обеспечение биологической и социальной активности организма, продолжение и усовершенствование вида» [13. 1].
В.Я. Семке полагает, что «Адаптация — это действия индивида в таком диапазоне социальной среды, который не выявляет патологического радикала личности и требования которого посильны даже при наличии аномальных компонентов характера»[27.22].
В Российской педагогической энциклопедии понятие адаптация рассматривается, как «способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды» [т.1., с. 20]. Существуют и другие подходы к определению понятия «адаптация».
В литературе наряду с термином «адаптация» используются также и такие его производные термины, как адаптированность, дез(диз)адаптация. реадаптация и др.
Адаптированность — завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма, к окружающей среде; состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде [24, с. 114].
Адаптируемость — способность организма (биосистемы) адаптироваться к окружающей среде.
Адаптогенные факторы — факторы, вызывающие адаптацию; факторы, к которым организм должен адаптироваться.
Адаптироваться — совершать адаптацию. Здесь адаптация понимается как активный процесс, выполняемый самим субъектом адаптации.
Дезадаптация (от лат. de/des — означающий прекращение, устранение, отрицание) — потеря, исчезновение (обычно временная и в принципе возобновимая) имевшейся адаптации.
Реадаптация — восстановление адаптации, утраченной в прошлом.
«Фенотипическую адаптацию можно определить как развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды, как комплексную приспособительную реакцию целого организма или его систем к сочетанному воздействию экологических и/или социальных условий его жизни и характеру деятельности или адаптации к значительным физическим и психоэмоциональным нагрузкам»[15, с. 178].
Существующие модели адаптации выделяют два этапа: начальный -срочной адаптации и последующий – долговременный. Однако большинство исследователей придерживается разделения адаптации на три фазы:
• фаза срочной или первичной адаптации;
• фаза устойчивой адаптации;
• фаза дезадаптации — нарушения, истощения адаптации или фаза адаптационного утомления».
Наиболее полно динамика фенотипической адаптации представлена четырьмя стадиями, выделенными Ф.З.Меерсоном.
Первая стадия характеризуется мобилизацией предсушествующих адаптационных механизмов — гиперфункцией или начатом формирования функциональной системы, ответственной за адаптацию. В основе этой стадии лежит триада изменений:
• гиперфункция системы, специфически ответственной за приспособление к данному фактору;
• стресс-синдром;
•нарушение некоторых функций, обусловленных сдвигами гомеостаза.
При врожденной или приобретенной неполноценности какого-либо звена систем, вовлеченных в реакцию на новый фактор среды, срочная адаптация может оказаться настолько несовершенной, что организм заболевает или уходит от решения задач, диктуемых средой.
Вторая стадия — переход от срочной адаптации к долговременной. Характеризуется активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках системы, специфически ответственной за адаптацию, — увеличением мощности этой доминирующей системы и постепенным уменьшением стресс- синдрома. В дальнейшем в большинстве случаев развивается устойчивая адаптация. Переходная стадия может затягиваться в ситуациях, когда действующий фактор чрезмерно силен или когда ситуация, возникающая в окружающей среде, слишком сложна, а поэтому требуемая приспособительная реакция оказывается неосуществимой. В подобных ситуациях эффективная функциональная система не реализуется, системный структурный след в ней не формируется. В результате первоначальные нарушения гомеостаза сохраняются, а стимулируемый ими стресс-синдром достигает чрезвычайной интенсивности и длительности.
Третья стадия — формируется долговременная адаптация. Характеризуется наличием системного структурного следа, отсутствием стресс-синдрома и совершенным приспособлением к определенному фактору или ситуации. При чрезмерно длительной или направленной адаптации такого рода доминирование определенной системы в соответствии с основным принципом доминанты может привести к одностороннему развитию организма.
Четвертая стадия — изнашивания и функциональной недостаточности — не является обязательной, развивается лишь при чрезмерном напряжении адаптации и характеризуется тем, что большая нагрузка на систему, доминирующую в процессе адаптации, приводит к чрезмерной гипертрофии ее клеток и, как следствие, к нарушению структуры и функции [27, с. 178].
Среди разных типов фенотипической адаптации — биологическая, физиологическая, биохимическая, психическая, социальная, сексуальная, зрительная — наиболее значимой в рассматриваемом нами контексте являются социальная и психическая адаптации.
Социальная адаптация – процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида и от возможностей их достижения в социальной среде. Важный аспект социальной адаптации — принятие индивидом социальной роли. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи.
Согласно справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды («приспособление себя») и преобразования, изменения среды («приспособление к себе») [5, с. 10-11]. Психологическая составляющая адаптации направляется социальной составляющей, которая определяет цели деятельности и социальные нормы — приемлемые способы достижения целей и санкции за уклонение от этих норм. Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное соотношение обеих сторон активной деятельности индивида (преобразование себя и преобразование среды).
По мнению ряда ученых: Александровский Ю.А., Березин А.Ф., Вассерман Л.И. и др. психический уровень адаптации представляет собой наиболее высокий, надстроечный уровень, свойственный человеку и увеличивающий диапазон его адаптационных возможностей. Социальный (социально-психологический) уровень адаптации, хотя и является самостоятельным звеном адаптивного процесса, представляется как один из составляющих психических адаптации, выступая скорее как регулятор взаимоотношений стресс — напряжение, определяя надежность психофизиологических функций и повышая устойчивость организма к эмоциональному стрессу. Психофизиологическая адаптация, как третий аспект психической адаптации, отражает адаптацию не только на уровне психической сферы, но и на уровне физиологических функций, психовегетативных, психогуморальных и психомоторных соотношений.
Психическая адаптация человека обеспечивается деятельностью целостной самоуправляемой системы отдельных компонентов (подсистем), обеспечивающих поиск, восприятие и переработку информации; эмоциональное реагирование, определяющее «личностное» отношение к получаемой информации; социльно-психологические контакты; бодрствование и сон; эндокринно-гуморальную регуляцию. Активность этой системы обеспечивается их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам.
Общепринятым критерием адаптации считают процесс сохранения и развития биологических свойств вида, популяции, биоценозов, обеспечивающих прогрессивную эволюцию биологических систем в адекватных условиях среды. Кроме этого, выделяют объективные и субъективные критерии адаптации. К объективным относят продуктивность деятельности, реальное положение человека в коллективе, его социальный статус: к субъективным — удовлетворенность личности, ее отношение к различным аспектам деятельности и общения.
В современной психолого-педагогической науке нет единого понимания феномена адаптации и ее критериев, нарушения адаптации и факторов риска. Большинство авторов, изучающих адаптацию детей и подростков, придерживается мнения, что в целом процесс адаптации в значительной степени определяется адаптацией к социуму, о чем свидетельствует ведущее значение личностных свойств индивида, через которые показатели вегетативной регуляции оказывают влияние на механизмы психофизиологических функций,
Все авторы согласны с мнением, что полноценную адаптацию следует рассматривать не как статическое состояние, а как динамический процесс, обеспечиваемый постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма. Нет единого мнения исследователей в отношении критериев успешной адаптации. Вместе с тем, поиск информативных и объективных физиологических критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное значение, т.к. позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия.
Битянова М.Н. рассматривает адаптацию ребенка как способность к развитию. Адаптированный человек, по ее мнению, — это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед. Способность ребенка к развитию можно расценивать как критерий его адаптации [2, с.6].
Нет среди исследователей единого мнения относительно условия течения адаптации. Так, Тромбах С.М. выделяет три условия адаптационных реакций:
1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент.
2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении реакций на данное воздействие.
3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна. [15, с. 82].
Описываются четыре системы условий для нормальной социально-психологической адаптации:
1. Первая система условий — «информация» — право и возможности детей получать достоверную информацию по всем волнующим их вопросам
2. Вторая система условий связана с развитием у детей и подростков свободы-ответственности .
3. Третья система условий — это принятие себя.
4. Четвертая система условий — навыки достойного поведения.
Все эти системы условий, по мнению авторов, определяют успешную социальную адаптацию подростка к современной жизни в целом. [27, с. 18].
В процессе социализация человека вступает во взаимодействие с социальной средой. При этом он не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самоопределении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, как он чувствует себя в социуме. Успешная социализация предполагает адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Возможности (пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особо важное значение [24].
Адаптацию рассматривают как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адекватности к определенным условиям среды в данный период времени.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношение и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту.
Исследования и практика показывают, что предрасположенность человека к адаптации в той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации в ней и подобно ей (типичной) ситуации [13].
Функция адаптации состоит из следующих аспектов:
Первый – достижение успеха и удовлетворение потребностей, противодействуя факторам среды, ограничивающим самоорганизацию личности.
Второй – отказ от сиюминутных потребностей ради сохранения благоприятных отношений с окружением. При наличии внутреннего конфликта, под влиянием минимальных средовых воздействий, нарушается баланс между эгоцентрическими потребностями человека и умением уступать требованиям социальной среды, наступает дезадаптация. Среди причин дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического характера.
Проблемы медицинского характера — обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей- сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга, вследствие внутриутробной интоксикации, перенесенных родовых травм, нейроинфекций раннего детского возраста и других факторов. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части — выраженный невроз, обусловленный психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и потеря родителей.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатками родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения с взрослыми, дети после эмоционального семейного детства оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно испытывают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.
Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие, вследствие такой депривации механизмов идентификации, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и, в то же время, — повышенной уязвимости воспитанника школы-интерната.
Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально- педагогической запущенностью детей, поступающих в приют. Ряд авторов, рассматривающих проблемы адаптации и дезадаптации в своих статьях описывают некоторые факторы, которые могут стать причиной дезадаптации любого ребенка, независимо от его статуса [13].
Можно выделить и такие характерные для приюта факторы, которые также не дают воспитанникам развивать в полной мере социальную самодостаточность:
· роль социального сироты, не имеющая поддержки и одобрения в социуме;
· условия проживания (общие спальни, общая столовая, общие игровые комнаты, общая туалетная и ванная комнаты);
· урезано личное пространство, где бы ребенок мог уединиться;
· регламентированный режим проживания;
· постоянные вынужденные контакты, нет четких границ личностного пространства;
· ограничение в социально-ролевой позиции – ученик, воспитанник;
· регламентированный характер игровой деятельности;
· недостаток эмоционального тепла, ведущий к вытеснению негативных чувств (агрессии);
· особенности психического развития детей;
· утрата «базового доверия к миру», при котором нарушаются такие новые образования личности, как автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность.
Социальная адаптация, является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации; определяется степенью адекватности реакций индивида общественным влиянием на различных уровнях.
У каждого человека свои природные предрасположенности к социальной адаптации, адаптационным процессам. Благодаря которым, люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека, является его удовлетворенность этой средой, активность самоуправления и приобретения соответствующего опыта.
Для воспитанника приюта очень сложен адаптационный переход во взрослую среду, где он должен реализовать себя как часть социума, так как он лишен оберегающей опеки семьи. До момента поступления в приют, во многих случаях, весь опыт общения для ребенка сводился к отношениям с близкими взрослыми, моральный облик которых, оставлял желать лучшего и вся проблема заключается в том, что именно они выступали в роли бесспорного авторитета в решении всех «жизненных вопросов» и «эталонов», в усвоении речи и навыков поведения ребенка. Во всех остальных случаях для детей, поступающих в приют, авторитетом была «улица», со всеми ее законами и принципами. В связи с этим педагогические работники приюта в своей практической деятельности, специально создают ситуацию для организации адаптационной работы с детьми и подростками. Однако при этом надо учитывать, что сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Когда воспитанник принимает ее, то становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом педагогов.
Особенности адаптационного периода
Социальная адаптация детей в период начала посещения образовательного учреждения обычно предполагает ухудшение аппетита. Психологи объясняют это нетипичным, непривычным вкусом пищи, новым режимом питания. Стресс приводит к нарушению работы рецепторов, ответственных за восприятие вкуса. Если аппетит приходит в норму, можно уверенно говорить об успешном привыкании к новому месту.
Иногда родители отмечают, что в детском возрасте адаптация сопровождается временным ухудшением словарного запаса. Психологи объясняют это склонностью человека использовать максимально простые вербальные конструкции в сложной стрессовой ситуации, когда необходимо привыкнуть к новой среде. В некоторой степени это защитный механизм. Паниковать не стоит: если адаптация протекает нормально, со временем словарный запас снова увеличивается, а функциональность речи полностью восстанавливается.
Еще одно проявление адаптации – ослабление активности, стремления познавать, снижение любопытства. Заторможенное состояние сменяется нормальной активностью к концу периода привыкания. Кроме того, первый месяц посещения нового учреждения обычно сопровождается ухудшением состояния иммунной системы. Многие подвержены простудам. Причины болезни психологические, гораздо реже – физиологические. Под влиянием стрессовой нагрузки защита организма слабеет, понижается способность сопротивляться агрессивным факторам. Как только удается добиться эмоциональной стабильности, склонность болеть проходит.
Диагностика
Диагностировать расстройство адаптации у индивида можно по наличию симптомов:
- Астенический — быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна.
- Тревожный — повышенная возбудимость, беспричинная тревога, сонливость, тошнота, головокружение, потеря чувства безопасности.
- Депрессивный — преобладание упаднического настроения, снижение концентрации внимания, апатия.
- Поведенческие реакции — безразличие к коллективу, уход в негативные привычки, резкая смена привычного образа жизни.
- Неадекватные эмоциональные реакции — повышенный уровень агрессии, внезапные вспышки гнева, сменяющиеся апатией.
- Когнитивные реакции — снижение скорости обработки информации, интеллектуальной продуктивности.
- Вегетативный синдром — мышечные спазмы, резкое снижение давления, потливость, учащенное сердцебиение.
В случае тяжелого расстройства адаптации у человека наблюдается суицидальное настроение. Это не обязательно приводит к попытке самоубийства, но часто сопровождается самоповреждениями: человек наносит себе порезы.
Польза и вред
Не стоит отправить ребенка в образовательное учреждение слишком рано. Даже если чадо может нормально перенести адаптацию, слишком скорое отлучение от матери не приносит ничего хорошего. Ученые выяснили, что посещение детского сада в двухлетнем возрасте гарантированно становится причиной сильного стресса, влияющего на физиологию, психику малыша. Такая практика может привести к невротическим реакциям, ведь возраст еще слишком мал, чтобы расставание с матерью прошло безболезненно. Следовательно, малыш медленно развивается, качество получаемых навыков также становится ниже.
Ребенок не может адекватно контактировать с родителями и доверять им, поскольку связь нарушилась слишком рано, не окрепнув. С годами проблемы лишь усугубляются, а малыши сталкиваются с проблемами взаимодействия со сверстниками. К четырехлетнему возрасту дети формируют группы для игр, а до этого момента предпочтительно играть в одиночестве. Оказавшись в условиях коллектива слишком рано, ребенок не может адекватно развиваться. Нередко это отрицательно сказывается на речевых функциях.
Метапотребности и метапатологии
Эти понятия имеют прямое отношение к теме, касающейся проблем психологической адаптации. Метапотребности – это высшие человеческие нужды. К ним относятся:
- Свобода.
- Целостность.
- Красота.
- Справедливость.
- Самоуважение.
- Благодарность.
- Самореализация.
- Творческая самоактуализация.
- Честь.
- Самотрансценденция.
Если человек не получает чего-то из перечисленного (того, что является для него очень важным и ценным), то формируются метапатологии:
- Гнев и ненависть.
- Неспособность любить и проявлять чувства.
- Апатия.
- Потеря интереса к жизни.
- Эгоцентризм.
- Депрессивность.
- Отчаяние.
- Привычка перекладывать ответственность на других.
- Нетерпеливость.
- Вульгарность.
Естественно, что метапатологии мешают процессу психологической адаптации. Потому что они становятся причиной искажения ценностного развития. Многие люди лишены справедливости, честности, доброты, а потому им чуждо сострадание, благородство, уважение других людей, их взглядов, ценностей и чувств.
Человек идеальным не рождается. Но нужно стремиться к самосовершенствованию. Чем гармоничнее и целостнее становится человек, тем легче ему дается психологическая адаптация. А это существенно облегчает жизнь в обществе.