Память, речь, внимание и их расстройства (когнитивные нарушения). Нарушение памяти


Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Общая характеристика

Заторможенность представляет собой замедленность психических и физиологических процессов. В научной среде для ее обозначения используются термины «брадипсихизм», «брадипсихия». Наиболее типичные внешние признаки – замедленность реакций, растянутость речи, неспособность включаться в совместную деятельность или общение, протекающие в нормальном темпе. Заторможенные люди часто остаются в одиночестве, кажутся нелюдимыми, замкнутыми без причины. Наиболее тяжелые варианты расстройства наблюдаются при апатии и ступоре, когда больные ни на что не реагируют.
Различают три вида заторможенности: идеаторную, моторную и комплексную. Симптом называют идеаторным, когда замедленность наиболее выражена в речи и мышлении. Люди проявляют умеренную или немного ослабленную двигательную активность, но при попытке вести беседу возникает заторможенность – они не успевают следить за ходом разговора, отслеживать смену темы, отвечать на поставленные вопросы. У окружающих складывается впечатление, что мыслительный процесс и говорение забирают у человека большое количество сил.

Моторная заторможенность проявляется в большей степени замедлением движений. Для нее характерна физическая слабость, расслабленная осанка, дискоординация. Люди постоянно испытывают желание опереться обо что-то устойчивое, присесть или прилечь. Снижение скорости речи легкое, трудности общения возникают только при ведении интеллектуально сложной или эмоциональной беседы. При комплексной заторможенности страдает психическая и моторная сфера: больные говорят тихо, с большими паузами, перемещаются медленно или остаются практически без движения.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Лечение

Методы основной терапии зависят от причины, спровоцировавшей заторможенность. В рамках программы лечения используются различные методы: медикаментозная коррекция, психотерапия, целенаправленная стимуляция интеллектуальных функций и двигательной активности. Все мероприятия направлены на восстановление физиологических мозговых процессов, ответственных за динамику психомоторной деятельности, а также на тренировку мыслительных и физических навыков.

Прием медикаментов

Лекарственная терапия назначается большинству пациентов, нацелена на улучшение метаболизма нервных клеток и тканей, их защиту от повреждающих факторов, замедление гибели. Восстановление активного кровоснабжения повышает функционирование различных отделов мозга. В результате происходит активизация мыслительной деятельности, редуцируются симптомы заторможенности. Пациентам показан прием нейропротекторов, ноотропов.

Психотерапия и психокоррекция

Психокоррекционные занятия ориентированы на увеличение скорости познавательных функций. Они включают такие упражнения как подбор ассоциаций, обобщение понятий, анализ логических последовательностей, решение интеллектуальных задач. Учитывается правильность результатов, скорость выполнения заданий. В ходе психотерапевтических сеансов осваиваются способы социальной адаптации человека с заторможенностью. Специалист дает рекомендации по выбору профессиональной сферы, помогает овладеть поведенческими и речевыми навыками, компенсирующими медлительность.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».

Диагностика

Заторможенность, усталость, слабость – частые причины обращения людей к врачу-неврологу. Реже первичное обследование проводится терапевтом или психиатром. Сначала осуществляется клинический опрос пациента, наблюдение и осмотр. С целью объективного подтверждения наличия заторможенности выполняется патопсихологическое обследование, психофизиологические пробы, определяющие скорость реакции. Для уточнения диагноза могут быть назначены инструментальные исследования мозга и его сосудов, анализы крови на содержание гормонов. Стандартный диагностический комплекс включает:

  • Клиническую беседу.
    При опросе больные жалуются на медлительность, ухудшение памяти, снижение интеллектуальных способностей. Они говорят, что хуже стали справляться с профессиональными обязанностями и повседневными делами, не могут поддержать беседу. Возможные дополнительные симптомы – сонливость, головные боли, рассеянность. У детей отмечается капризность, плаксивость без особой причины, отсутствие интереса к играм.
  • Наблюдение.
    Отвечая врачу, пациенты часто выдерживают паузу, растягивают слова. Голос тихий, говорят неразборчиво, на вопрос отвечают после молчания, поэтому может показаться, что нарушено слуховое восприятие или затруднено понимание смысла сказанного. В поведении медлительны, пассивны. Движения неловкие, совершаются через силу.
  • Исследование мышления.
    Проводятся патопсихологические пробы, позволяющие оценить скорость мыслительного процесса: ассоциативный эксперимент, подбор слов-антонимов и другие. По результатам определяется замедление темпа когнитивных функций, уменьшение количества представлений, «застревание» на одной мысли. Интеллектуальная деятельность характеризуется инертностью, малоподвижностью.
  • Определение скорости реакции.
    При диагностике заторможенности используются психофизиологические методы, измеряющие время реакции на стимул (звуковой, световой) и происходящие параллельно изменения биоэлектрической активности мозга, ЧСС, частоты дыхания. При заторможенности выявляется значимое увеличение времени простой зрительно-моторной и слухо-моторной реакции, депрессия альфа-ритма на ЭЭГ, замедление дыхания.

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Заторможенность

Дефицит железа

Сахарный диабет

Атеросклероз

Инсульт

11439 04 Мая

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Заторможенность: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

В основе функционирования нервной системы лежит рефлекторная дуга – путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к органу-эффектору. Рефлекторная дуга – это совокупность нейронных цепей, состоящих из чувствительных, вставочных и двигательных нейронов, которые обеспечивают восприятие сигнала извне, проведение его в специальные центры мозга, где происходит анализ полученной информации и генерация ответного импульса.

Таким образом, высокая скорость проведения импульса и обработки информации является одним из необходимых условий адекватной скорости функционирования нервной системы.

В связи с тем, что структура нервной системы очень сложна, состоит из множества клеток, соединенных между собой при помощи нервных отростков (нервных волокон), эта система подвержена значительному влиянию со стороны окружающей среды. Так, изменение состава жидкости, омывающей нервные клетки, изменение температуры и другие факторы могут значительно тормозить ее слаженную работу.

Разновидности заторможенности

Заторможенность проявляется замедлением скорости тех или иных нервных функций. При этом могут наблюдаться как изолированные изменения (например, замедление двигательной активности, заторможенность восприятия), так и комплексные — когда замедляются все основные функции нервной системы, включая высшую психическую деятельность.

Заторможенность может развиваться остро или постепенно. Чем внезапнее она проявляется, тем большее внимание необходимо уделить поиску причин ее развития.
Возможные причины развития заторможенности
Причин замедления нервных процессов достаточно много и одна из них —
нервное истощение
. Под этим термином подразумевают недостаточность резервов нервной ткани для выполнения ею своих функций, развивающуюся в ходе длительной напряженной работы нервной системы.

Следующим состоянием, сопряженным с заторможенностью, является кислородное голодание

центральной нервной системы. Нехватка кислорода может быть обусловлена его недостаточным поступлением извне (например, пребыванием в плохо проветриваемом помещении), нарушением газообмена в легких по причине различных
бронхолегочных заболеваний
, нарушением кровоснабжения в результате поражения сосудов, питающих центральную нервную систему, или в результате
сердечной недостаточности
, сопряженной с плохим кровоснабжением всех органов и тканей. Также нарушение доставки кислорода развивается при
анемии
– снижении концентрации гемоглобина в крови. Гемоглобин – это белок, содержащийся в эритроцитах, который связывает и переносит кислород от легких к каждой клеточке нашего организма.

В связи с тем, что потребности в кислороде у нервной системы велики, недостаточность кислорода быстро приводит к нарушению ее работы.

Еще одной причиной заторможенности является состояние
гипогликемии
— снижения уровня глюкозы в крови. Оно наблюдается при недостаточном поступлении глюкозы с пищей, при значительных физических нагрузках (когда глюкоза преимущественно тратится интенсивно работающими мышцами), при передозировке инсулина больными сахарным диабетом.

Заторможенность наступает также по причине токсического поражения нервной системы в результате отека головного мозга.

Заболевания, при которых появляется заторможенность

Среди заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые могут быть сопряжены с недостаточным кровоснабжением головного мозга, следует выделить
атеросклеротическое поражение сосудов
, в том числе на фоне
артериальной гипертензии, сахарного диабета, сердечной недостаточности
вследствие перенесенного
инфаркта миокарда, миокардита
и других заболеваний.

К бронхолегочным заболеваниям, приводящим к недостаточному насыщению кислородом крови, относятся пневмония, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма

(особенно в момент приступа) и т.д.

Анемия

может развиваться по причине нарушения кроветворения (например, железодефицитная анемия), разрушения эритроцитов (гемолитическая анемия), острой или хронической кровопотери.


Гипогликемия

наблюдается не только при сахарном диабете, но и эндокринных заболеваниях, таких как недостаточность надпочечников, инсулинома, при длительных тяжелых заболеваниях печени и др.

Токсическое поражение центральной нервной системы может быть обусловлено как поступлением некоторых ядовитых веществ

извне, так и интоксикацией на фоне развития
печеночной недостаточности
(например, при циррозе печени) или
почечной недостаточности
. Синдром интоксикации сопровождает большинство
инфекционных заболеваний
, а также многие
злокачественные процессы
.

Отдельно стоит отметить жизнеугрожающие состояния, приводящие к отеку головного мозга и проявляющиеся, среди прочего, заторможенностью – к ним относятся инсульт

, сдавление головного мозга
внутричерепной опухолью
,
черепно-мозговая травма
.

К каким врачам обращаться при появлении заторможенности

В связи с тем, что причиной развития заторможенности могут быть заболевания самых различных органов и систем, при появлении данного симптома стоит обратиться к врачу общей практики, или . Эти специалисты после установления предположительной причины могут направить пациента к , , нефрологу, , гепатологу.

Диагностика и обследования при заторможенности

Диагностика заболеваний, сопровождающихся заторможенностью, начинается с опроса и осмотра больного. Зачастую этого бывает достаточно для постановки предварительного диагноза. Однако для его подтверждения необходимо провести некоторые дополнительные исследования:

  • клинический анализ крови с подсчетом лейкоцитарной формулы, необходимый в первую очередь для исключения анемии;

Особенности исправления невнятной речи у детей и взрослых

Причиной невнятной речи может быть патология в строении артикуляционного аппарата (межзубные щели, неправильный прикус, короткая языковая уздечка), неврологическая патология или привычка неправильного произношения. Еще одно объяснение, почему стала невнятной речь человека лежит в области психологии. Когда человек волнуется, его обычная четкая речь превращается в еле слышное бормотание, непонятное слушателям.

Работа логопеда по исправлению невнятной речи базируется на нескольких принципах:

  • Личностное ориентирование – ориентация на психоэмоциональные особенности взрослого или ребенка.
  • Создание эмоционально комфортной обстановки на занятиях, поддержка и эмоциональный резонанс.
  • Взаимодействие с родителями (если речь идет о невнятной речи у подростка или ребенка).
  • Положительная мотивация обучения – игровая форма занятий.

Логопедические занятия включают работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками и развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.

Логопед-дефектолог проводит занятия в игровой форме, используя речевые игры, компьютер (для детей старшего возраста и взрослых). Комбинированные занятия гибко переключают внимание с одного вида деятельности на другой, не допуская снижения интереса и потери внимания.

К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ?

Исправлением дефектов речи занимаются два специалиста – и дефектолог, и логопед.

Логопед – это специалист, который занимается восстановлением речи пациентов, не имеющих отклонений в физическом и психическом здоровье, а также нарушений работы ЦНС.

Дефектолог – это врач, который не только учит правильного говорить и произносить звуки, но и занимается коррекцией нарушений в развитии. В задачу этого специалиста входят несколько задач – устранение деффектов речевого аппарата, обучение человека общению, преодоление барьеров и жизненных сложностей.

Советы родителям

Ребёнку важно создать положительную речевую среду.

Многократно проговаривайте обычные, ежедневные дела:

одевание, умывание, еду, купание, прогулку, подготовку ко сну, укладывание, уборку комнаты и игрушек, приготовление пищи. Все эти процессы должны обязательно сопровождаться речью взрослых.

Проговаривайте потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, пойте песни

.

Как можно чаще разговаривайте с ребёнком

, внимательно выслушивайте его ответы на вопросы. Это не только улучшит речь малыша, но и установит между вами доверительные отношения.

Читайте вместе

, обсуждайте прочитанное, вместе иллюстрируйте сюжет, обсуждайте рисунки.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЦЕНТРА В Г. КУРСК

В центре практикуется индивидуальный подход к каждому пациенту, персональный подбор диагностических и коррекционных методов. Специалисты бережно и очень терпеливо относятся ко всем обратившимся в клинику, и обязательно обеспечивают обратную связь с родителями маленьких пациентов. Также проводится консультирование родителей, подбираются полезные рекомендации. После каждого проведенного занятия заметен положительный результат.

В сети работают настоящие профессионалы своего дела. Они обладают знаниями, навыками и опытом, следовательно, могут оказать качественную помощь в каждом конкретном случае.

Важно понимать, что эффективное устранение речевых нарушений очень важно для каждого человека. Ведь именно речь позволяет найти свое место в обществе и достигнуть определенных высот. Такая возможность должна быть у каждого человека. Не откладывайте визит в , позвоните, запишите своего ребенка на прием и подарите ему будущее.

Виды дизартрии

Вид расстройства, а также его симптоматика, зависят от локализации пораженного центра в головном мозге:

  1. Бульбарная форма развивается вследствие поражения ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Сопровождается ярко выраженной деградацией речевой активности. Она становится крайне невнятной, звуки сложно отделить друг от друга. Голос тихий, человек говорит «в нос». Нарушены акты жевания, глотания, сосания, наблюдается обильное слюнотечение. Мимика отсутствует.
  2. Псевдобульбарная форма характеризуется поражением кортико-бульбарных проводящих путей. По ним импульс проходит от корковых центров к артикуляционным компонентам речедвигательного аппарата. Когда эта связь нарушается, ядра бульбарных нервов становятся гиперактивными. Это вызывает гипертонус речевых мышц. Голосовые связки, находясь в напряженном состоянии, перестают правильно колебаться при попытке воспроизвести звуки, что сказывается на характере речи. Она становится медленной, непонятной, появляются сложности переключения с одной речевой позы на другую. Присутствуют сложности в акте глотания, птиализм.
  3. Подкорковая или гиперкинетическая дизартрия проявляется на фоне поражения подкорковых ядер мозга, что сопровождается гиперкинезами. Они выражаются непроизвольными сокращениями мимических и «говорящих» мышц. В результате речь больного насыщается внезапной сменой ее привычного ритма. Она может замедляться, при этом становится монотонной, непонятной, или, наоборот, ускоряться. Тогда речь становится сверхбыстрой, человек может проглатывать окончания, переставлять слоги местами, словесно спотыкаться. Нередко такая форма сопровождается заиканием.
  4. Корковая форма развивается при очаговом поражении головного мозга. Она сопровождается затруднением произвольной речевой активности.
  5. Мозжечковая форма проявляется при патологиях мозжечка. Для нее характерно нарушение организации речевого потока. Он сопряжен с разрывом плавности речи. Присутствует толчкообразный, прерывистый оттенок, скандирование, непроизвольные выкрики.

Степени расстройства

Дизартрическое расстройство не ограничивается речевыми дефектами. Сюда причисляют все нарушения, так или иначе связанные с патологической иннервацией либо с неадекватной работой неправильно иннервируемых органов. Так, из-за гипотонии или гипертонуса языка, а также пареза мягкого неба появляются трудности в акте глотания и жевания. Наблюдается птиализм – повышенное слюнотечение. Страдает мимика из-за расстройства иннервации мимической мускулатуры. Невозможность пошевелить бровями, улыбнуться, надуть щеки, лицо приобретает вид маски.


Однако нельзя сказать, что у одного больного присутствуют все патологические характеристики. Заболевание проявляет себя в зависимости от степени развития расстройства.

Легкая степень дизартрии сопровождается сокращением активности артикуляционной стороны речи в силу замедленных движений языка и губ. Речь таких больных следка замедлена и лишена силовой выраженности. Звуки при произношении смазываются. Затруднено произношение шипящих, звонкие согласные звучат недостаточно громко. Нарушается звучание мягких согласных, так как это требует активного участия спинки языка и мягкого неба. Глотание практически не нарушено.

При средней степени наблюдается уже значительное видоизменение речи. Она становится нечленораздельной и очень тихой. Появляются даже дефекты произношения согласных букв. Звонкие согласные замещаются глухими. Проглатываются окончания. Голос приобретает гнусавость, присутствует усиленный носовой выдох. Характерно расстройство жевания, глотания. Страдает мимика.

Для тяжелой степени характерны глубокие поражения речедвигательного аппарата. В результате язык и губы у таких больных практически полностью обездвижены, лицо приобретает маскообразные черты. Рот всегда полуоткрыт за счет отвисания нижней челюсти. Все это очень затрудняет речевое продуцирование, в результате чего наблюдается анартрия – неспособность говорить. Человек может издавать только отдельные звуки. Жевание и глотание ему недоступны.

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация учитывает структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение устной и письменной речи.

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Нарушение средств общения

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
(ФФН)
ФФН — нарушение формирования произношения звуков родного языка у детей с различными расстройствами речи. Оно возникает из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления ФФН:

Недифференцированное произношение пар или групп звуков

— «тюмка», «тяска», «тяпка» вместо «сумка», «чашка», «шапка».

Замена одних звуков другими

— когда ребёнок произносит звук, который ему проще воспроизвести. Например, «Л» вместо «Р», «Ф» — вместо «Ш».

Смешение звуков

— когда ребёнок умеет произносить звуки «Р», «Л» или «С» по отдельности, а в речевых высказываниях ошибается. Например, «столял стлогает дошку» вместо «столяр строгает доску».

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)

ОНР — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Выделяют четыре уровня ОНР:

ОНР 1 уровня

— у ребёнка полностью отсутствует связная речь — «безречевые дети». Ребёнок пытается донести свои мысли до окружающих при помощи жестов или крайне невнятной, упрощённой речи.

ОНР 2 уровня

— начальная речь развита, но словарный запас крайне беден. Ребёнок неправильно произносит большинство слов. Допуская ошибки, может составить и произнести максимально простое предложение из нескольких слов.

ОНР 3 уровня

— неплохо умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим.

ОНР 4 уровня

— разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребёнка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз.

Нарушения в применении средств общения

Заикание

— расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

Несудорожные нарушения темпа и ритма речи

— спотыкание, тахилалия, брадилалия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]