Кто такой имбецил, или 4 группы причин умственной отсталости

Обновлено 21 июля : 166217 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Родители всегда очень переживают за здоровье своего ребёнка. Особенно с опаской относятся к первым нескольким годам после рождения.

Проблемы с психическим развитием не так очевидны на первый взгляд, как кашель или насморк при гриппе.

Поэтому нужно разбираться в причинах и признаках умственной отсталости, понять кто такой имбецил, и можно ли с этим справится.

Понятие определения имбецил и статистика встречаемости

Слово имбецил имеет латинское происхождение: imbecillus – так называли в древние времена слабых, больных и нежизнеспособных младенцев, от которых в скором времени избавлялись.
Имбецильность является психическим заболеванием, возникшим в результате нарушения онтогенеза (развития организма на этапах формирования). Проявляется имбецильность недоразвитием, прежде всего, интеллектуальных функций и клинически соответствует умственной отсталости умеренной и тяжёлой степени (согласно Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра).

Следует также отметить, что выделяются не только психические факторы, но и облик самого человека, характерная внешность, сложение тела. Возможны задержка физического развития, пороки органов и частей тела (головы, конечностей, внутренних органов). Так, с самого раннего детского возраста проявляются разнообразные нарушения и особенности развития. Имбецил, как правило, имеет ограниченный лексикон, представленный простыми отдельными словами. Мышление конкретное, нет воображения и образного представления. Имбецилы не располагают широким кругом знаний, но могут обучиться начальным навыкам чтения и счёта при хорошей педагогической работе.

Постановка диагноза олигофрении осуществляется на основании IQ. Показатель IQ 31 – 49 соответствует умеренной умственной отсталости, а 20 – 34 – тяжёлой. Психический возраст останавливается на уровне 6 – 9 лет при средней степени, и 3 – 6 лет при тяжёлой.

Реальное количество больных трудно подсчитать в рамках отдельно взятого региона страны. Это зависит не только от выявляемости заболевания, критериев диагностики, но и от особенностей культуры, социума, действующей системы образования и воспитания. Так, распространённость умственной отсталости колеблется в пределах 1 – 3 % от общего количества населения.

Лечение умственной отсталости

В зависимости от причины умственной отсталости и возраста, помогать в лечении будут:

  1. педиатр или терапевт;
  2. невролог (это что за врач?);
  3. дефектолог;
  4. ортопед;
  5. диетолог;
  6. психотерапевт.

Если у ребёнка развился кретинизм при нарушении работы щитовидной железы, то специалист назначит гормонотерапию. Она также помогает и при синдроме Дауна.

При фенилкетонурии приписывают строгую диету, исключая продукты, которые содержат фенилаланин.

Есть исследования, в которых был зафиксирован позитивный эффект препарата глутаминовой кислоты на улучшение интеллектуальной функции за счёт влияния на метаболизм мозга.

Умственная отсталость не связана с психозами или неврозами (это что такое?).

Но у людей и с имбецильностью могут развиваться тревожные состояния или агрессивное поведение из-за того, что они не могут выполнить простые бытовые задачи, с которыми справляются другие.

Поэтому психотерапия когнитивно-поведенческого направления является важной частью лечения и поддержки клиента. Параллельно сеансам специалист может назначить медикаменты, как правило, из ряда антидепрессантов.

Обучение (тренинг) – отдельная часть терапевтической программы.

В зависимости от нарушений и их степени в ребёнке развивают:

  1. координацию движения;
  2. умение обслуживать себя;
  3. отличать внешние стимулы;
  4. навыки, которые нужны в повседневной жизни;
  5. правильную речевую артикуляцию;
  6. элементарное трудовое мастерство.

Тренинг может проходить в:

  1. психиатрических учреждениях;
  2. специализированных школах;
  3. домашних условиях.

Механизм развития имбецильности

Итак, имбецильность наступает из-за нарушения онтогенеза. Что же кроется за этими словами? Кто такой имбецил на самом деле?

Онтогенез является процессом развития организма со своими стадиями и этапностью, постепенным усложнением предшествующей структуры. Это касается не только физической составляющей, но и психических функций. Т.е. человек, прежде чем повзрослеть и стать личностью, проходит ранний, дошкольный, школьный и пубертатный периоды (до 18 лет). До этого возраста происходит закладка основных навыков и умений. Психическое развитие имеет огромную связь с наследственностью, генетикой, конституцией, а не только с воздействием условий окружающей среды (семья, воспитание, обучение, социум). Так, у каждого человека формирование нервной системы происходит в индивидуальном темпе.

Дизонтогенез – это поломка, проблема, затруднения на одном из этапов развития как физического, так и психического. К психическому недоразвитию и относятся варианты умственной отсталости. В основе этого механизма – поражение головного мозга и нарушение мозговой деятельности на самых ранних этапах развития. Более редкими вариантами проблемы являются нарушения функций периферических анализаторов, таких как зрение и слух, или в корне неправильное воспитание родителей.

Умственная отсталость является примером тотального недоразвития психической сферы с выраженным дефектом интеллектуальной составляющей. Это достаточно широкое, ёмкое и корректное, с медицинской точки зрения, понятие.

Чем отличается дебил от имбецила?

По тяжести заболевания имбецильность это предшествующая дебилизму и более тяжёлая стадия. Они принципиально различаются по нескольким показателям:

  1. Дебил (на данный момент этот термин не рекомендован к употреблению в медицине из-за выраженной негативной окраски) способен хорошо освоить трудовую специальность и жить самостоятельно, изредка нуждаясь в поддержке. Имбецил в лучшем случае может изучить начала какой-то простейшей деятельности, руководствуясь исключительно принципом подражания, жить самостоятельно неспособен.
  2. Уровень и степень тяжести физических отклонений у лиц, страдающих имбецильностью, существенно выше, чем у дебилов.
  3. Эмоции у дебилов развиты лучше и разнообразнее, чем у имбецилов.
  4. Интересы дебилов сосредоточены на удовлетворении пищевого и полового инстинкат и на заботе о своей внешности. Имбецил может стремиться только к удовлетворению основных потребностей.

Основные причины состояния

Этиология имбецильности, как и любого другого варианта недоразвития интеллекта, включает в себя комплекс факторов. Это не только наследственные, но и внешние причины. И их действительно огромное множество!

  1. Насчитывают более 400 вредных агентов, которые могут привести к нарушениям ещё в утробе матери. Ведь формирование нервной системы очень тонкий и чувствительный процесс.
  2. Опасности могут встретить малыша и при самом рождении: гипоксия в родах, длительный безводный период, обвитие пуповины, многоплодная беременность, инфекции, токсины, травмы и т.д. Самой частой причиной патологии считают алкоголизацию матери во время беременности. Формируется синдром «алкогольного плода», который нарушает формирование клеток головного мозга, приводит к немощному состоянию впоследствии.
  3. Наследственность и генетическая предрасположенность также находятся не на последнем месте в списке причин недоразвития психики. Хромосомные заболевания, мутация генов дают свои негативные плоды, передаваясь из поколения в поколение. Причём цитогенетическим путём возможно выявить лишь небольшую их часть.
  4. Действие средовых факторов: не соответствие условий воспитания и проживания малыша необходимым нормам, что является огромным препятствием для развития навыков и обычных физиологических процессов.

Типы заболевания и причины его появления

Имбецилизм, что это такое? Разбирая данный вопрос, следует сказать о том, что рассматриваемое заболевание подразделяется на четыре типа, которые отличаются причинами, спровоцировавшими развитие патологии. Наследственный тип заболевания связан с наличием дефектных генов, полученных от родителей. Внутриутробный тип патологии развивается на фоне бактериальных или вирусных поражений плода, во время внутриутробного развития. Также существует особая форма задержки интеллектуального развития, спровоцированная патологиями в работе головного мозга или эндокринной системы.


Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению

Помимо этого, существует вид имбецилизма, что вызывается асфиксией, гипоксией мозга или родовыми травмами. Данная форма патологии может возникнуть на фоне перенесения черепно-мозговых травм или серьезных инфекционных заболеваний в младенческом возрасте. По мнению специалистов, существует множество различных факторов, которые провоцируют сбои в умственном развитии. Данные факторы подразделяются на три категории:

  1. Первая категория – внутренние факторы, в список которых входят плохая наследственность, генетические нарушения и хромосомные аномалии.
  2. Вторая категория – внешние факторы, среди которых следует выделить наличие острых инфекционных заболеваний во время вынашивания плода, или длительное употребление наркотических препаратов родителями ребенка. К этой же категории факторов относятся черепно-мозговые травмы, полученные во время появления на свет.
  3. Третья категория – совокупность влияния внешних и внутренних факторов, что значительно увеличивают риск развития имбецильности.

Стадии (степени тяжести патологии)

Различают осложнённые и неосложнённые случаи психического недоразвития. Также клинически имбецилы могут подразделяться на 2 категории относительно типа темперамента: торпидные – заторможенные, апатичные, безразличные ко всему и эректильные – легко возбудимые, раздражительные, активные.

Стадии имбецильности определяются соответственно уровню интеллектуального развития человека.

  1. Лёгкая имбецильность соотносится с IQ в пределах 35 – 49, что относится к психическому возрасту 6 – 9 лет. Мышление лишено абстракции, воображения нет. Могут присутствовать физические дефекты развития. Человек может владеть простыми навыками самообслуживания, выполнять некоторые несложные арифметические действия, читать.
  2. Тяжёлая стадия имбецильности характеризуется IQ 20 – 34, возраст на уровне 3 – 6 летнего ребёнка. Мелкая моторика пальцев рук развита слабо, что является причиной невозможности ухода за собой. Словарный запас скудный, слова отдельные, конкретные. Такие люди требуют постоянного ухода и контроля за состоянием.

Характер патологии

Нарушения в высших функциях мозговой деятельности приводят к патологиям в развитии человеческой личности. Отличительной чертой данного врожденного заболевания является образ «вечного ребенка». Как правило, имбецилы овладевают лишь примитивными жизненными навыками. Многие из детей с этой болезнью легко идут на контакт с окружающими, и проявляют различные реакции на обращение к ним.

Проблемы, связанные с патологией мозговой деятельности, мешают освоить сложные науки. Данная черта отлично прослеживается на примере математики. Человек, страдающий от данного заболевания, способен складывать только предметы, имеющие определенную конкретику. Сложение или вычитание простых чисел в уме является для детей-имбецилов непосильной задачей. Также у детей с врожденными заболеваниями мозга наблюдаются проблемы с освоением грамоты. Даже в зрелом возрасте, большинство людей читают только по слогам. Умение письменно излагать свои мысли, как правило, ограничивается односложными фразами.

Большинство больных испытывают трудности с освоением социально-бытовых навыков. Многие из имбецилов не могут самостоятельно одеться или принять пищу. Для того чтобы научить ребенка выполнять различные действия, следует повторять их на протяжении долгого времени.

Диагноз «имбецилизм» оставляет своеобразный отпечаток на внешнем виде человека. Согласно статистическим данным, у большинства пациентов регистрируется нарушение пропорций размера головы. Она может как значительно превышать, так и принижать норму. К внешним признакам имбецилии относятся деформированные кости лица, «окаменевший» взгляд, мочки ушей, приросшие к голове и неправильный прикус. Очаговые неврологические поражения приводят к проблемам, связанным с мелкой моторикой. У большинства лиц с имбецилией наблюдаются проблемы с работой опорно-двигательного аппарата, что выражается плохой координацией движений. Для того чтобы оценить степень проблемы представьте, что вы не можете справиться с таким привычным действием, как завязывание шнурков.


Имбецильность характеризуется врожденным или приобретенным в раннем детстве дефектом умственного развития, который в течение жизни не нарастает (но может отчасти исправляться)

Говоря простым языком, данное заболевание характеризуется как «застывание» в семилетнем возрасте. Родители людей с рассматриваемой проблемой, воспринимаются последними как объект неистощимой любви. Собственную семью, имбецилы заводят лишь в единичных случаях. Как правило, их круг общения ограничивается лишь близкими родственниками и участниками реабилитационных групп.

Словарный запас людей больных имбелицизмом ограничен несколькими сотнями простых слов, которые применяются исключительно при необходимости. В речи используются лишь односложные предложения, состоящие из нескольких фраз. Развитие мышления останавливается на примитивном уровне, что отражается на эмоциональных проявлениях. У большинства людей с данной патологией наблюдается полное отсутствие волевого фактора. В случае изменения привычных жизненных условий, больной может испытывать чувство сильного страха. Отсутствие инициативы, пассивность и высокая степень внушаемости, способствует высокому влиянию мнения окружающих на поведенческую модель. Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что на протяжении всей жизни больной нуждается в постоянном надзоре и контроле со стороны родственников.

Кругозор больного имеет жесткие рамки, и практически никогда не превышает рамки удовлетворения простых инстинктов. Врачи говорят о том, что у многих пациентов отсутствует чувство насыщения, что заставляет их съедать удвоенные порции.

Человеку с данной проблемой следует постоянно обучаться элементарным правилам поведения.

В отсутствии родительского и медицинского контроля, имбецилы могут стать опасностью для себя и окружающих их людей. Каждый обладатель этого диагноза испытывает трудности, связанные с сексуальной расторможенностью, что выражаются в виде отсутствия самоконтроля полового влечения. Нарушения в этой сфере могут стать причиной асоциального поведения, приставаний к представительницам прекрасного пола и преступлений, имеющих сексуальную почку.

Клинические проявления имбецильности

Имбецилы имеют конкретное мышление. Оно примитивно, словарный запас резко ограничен. Память, внимание, воображение, волевой компонент недоразвиты. Высшая познавательная деятельность при имбецильности невозможна из-за когнитивного дефицита.

С первых лет жизни недостаточность процессов мышления проявляется в нарушенной познавательной деятельности. Мелкая моторика рук развивается плохо, зрительные и слуховые рефлексы формируются позже и искажены. В 2 – 3 года детей с интеллектуальной недостаточностью определяют медленное овладение навыками обслуживания, отсутствие познавательного интереса к окружающему, примитивная игра с предметами в виде манипулирования. Такие дети с трудом находят общий язык со сверстниками, не понимают правил игр.

В дошкольном возрасте детей с имбецильностью больше привлекают подвижные, нецеленаправленные игры. Эмоции примитивны. При вступлении в школьную жизнь всё больше выражаются интеллектуальные проблемы. Внимание, память и концентрация снижены, учёба даётся с трудом.

Имбецилы понимают речь окружающих людей, но сами оперируют лишь небольшим набором слов в пределах нескольких десятков понятий. Форма речи простая в виде коротких фраз, грамматический строй неправильный. В тяжёлых случаях речь отсутствует, а речь окружающих людей не воспринимается.

Лица с нетяжёлой формой имбецильности могут быть обучены простейшим навыкам ухода за собой, несложным трудовым действиям, элементарным арифметическим действиям и чтению.

Процесс обучения обязательно должен сопровождаться положительной мотивацией таких лиц, ведь имбецилы чувствуют связь с родными и радуются их похвале. Это очень беззащитный контингент людей, они наивны и доверчивы, пассивны в принятии решений, склонны к подражанию и перенятию поведения окружающих. Важно создать благоприятное окружение и оградить их от асоциальной компании.

Имбецил — признаки

Как выглядит имбецил — у этих людей распространены заметные отклонения в физическом развитии:

  • деформация головы, лица;
  • нарушение развития конечностей;
  • парезы вплоть до параличей;
  • гипогенитализм.

Признаки имбецильности в поведении и умственном развитии появляются с раннего детства. Такие дети обладают крайне ограниченным лексиконом, состоящим в основном из глаголов и существительных; формируют короткие, грамматически неправильные фразы. Мыслительные процессы имбецилов протекают прямолинейно, воображение отсутствует, очень ограничено количество информации о окружающем мире.

Чтобы понимать, кто такой имбецил, следует иметь ввиду, что они могут быть обучены начальному уровню письма, счёта и чтения и элементарным навыкам самообслуживания. В поведении страдающие имбецильностью бывают как агрессивными, так и добродушными. По эмоциональному состоянию больные делятся на два типа:

  • торпидные — вялые, безразличные к окружающей действительности;
  • эректильные — активные, подвижные.

Диагностика

При оценке умственных способностей важно полагаться не только на клинические данные, но и на объективную оценку уровня интеллекта. Широко используется тест Векслера, а общепринятым показателем является коэффициент интеллекта или IQ. В России существует специальный адаптированный тест для детей 5 – 16 лет. Для детей более раннего возраста имеются различные методики для определения уровня нервно-психического развития.

Вместе с этим проводится клиническое определение полноты словарного запаса, прочности памяти, отвлекаемости внимания, наличия нарушений поведения, оценивается уровень владения навыками самообслуживания.

Дифдиагностика с другими схожими заболеваниями

Огромное количество наследственных заболеваний с генетическими аномалиями и нарушением обменных процессов должны быть выявлены в самую первую очередь.

Дифференциацию следует проводить с органическими поражениями головного мозга (вследствие травм, интоксикации, заболеваний).

Разделять необходимо имбецильность и со слабоумием. Главное отличие – при слабоумии происходит снижение когнитивных функций вплоть до полного психического и физического распада личности (маразма), а при имбецильности данные функции недоразвиты.

Лечение и коррекция состояния

Цель лечения имбецильности: снизить тяжесть симптоматики, социализировать больного. Коррекция состояния проводится с помощью медикаментозного лечения ноотропными препаратами. Они насыщают головной мозг кислородом, питают нейроны и способствуют улучшению когнитивных функций. К ним относятся, к примеру, такие препараты, как Пантогам, Пантокальцин, Пирацетам.

При наличии нарушений поведения возможно применение транквилизаторов короткими курсами до 14 дней и корректоров поведения (Сонапакс, Неулептил). Антипсихотические препараты в небольших дозировках действуют как успокаивающие лекарства, улучшают ночной сон.

При наличии судорожного синдрома и колебаний фона настроения используются Карбамазепин, Вальпроевая кислота.

Прогноз имбецильности

Динамика состояния и прогноз при имбецильности зависит от уровня недоразвития интеллекта и патологии личностных функций. В лёгких случаях при отсутствии глубокого дефекта и нарушений поведения такие люди могут быть вполне компенсированы и сохранны в социальном плане. Так, около 66% пациентов могут оставаться трудоспособными в хорошо организованных условиях.

Негативная динамика заболевания характерна для тяжёлых случаев имбецильности. Обычно заболевание сопровождается сопутствующими физическими дефектами развития, неврологическими нарушениями, аномалиями головного мозга. При отсутствии медикаментозного лечения, психолого-коррекционной работы, в неблагоприятной обстановке состояние может ухудшаться. Декомпенсация может наступать в периоды половозрастных кризисов. Данные состояния могут сопровождаться аффективными нарушениями с раздражительностью, агрессией, неврозами, депрессиями, расторможенностью, нарушениями поведения.

Необходимо проводить обучение таких лиц в специализированных коррекционных учебных заведениях, создавать спокойную и дружественную атмосферу в коллективе.

Что делать родителям

Воспитание ребёнка со средним уровнем отсталости (имбецильностью) – это задание не из простых. Часто психотерапия нужна и самим родителям.

Специалист помогает понять, что таким детям нужна постоянная поддержка, понимание и терпеливое отношение. Только тогда можно создать спокойную и комфортную жизнь для малыша.

Близкие не должны зацикливаться на количестве знаний из школьной программы. Основное место должно занимать желание подарить любовь и тепло ребёнку.

В таких условиях нужно постепенно учить его бытовым и трудовым навыкам. Такие дети охотно занимаются рукоделием и помогают по дому, если их приспособить к этому.

Беседы на разные простые темы, совместный просмотр фильмов и передач, чтение книг родителями – такой досуг также способствует развитию. Даже если дети воспринимают информацию по-своему.

Нужно помнить, если ребёнок ведет себя агрессивно по отношению к маме и папе – то не стоит это воспринимать на свой счёт. Поскольку у каждого бывает плохое настроение, а в таких детях часто преобладает негативизм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]