Задержка речевого и психомоторного развития ребенка


Что такое ЗПР?

К основным психическим функциям относятся память, внимание, мышление, двигательные и эмоциональные навыки. Существуют медицинские нормы развития ребенка по каждому из этих показателей. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте наблюдается отставание по любому из этих показателей, это может становиться поводом для постановки диагноза «задержка психического развития». Работа с такими детьми проводится с участием медиков и педагогов, и при ранней диагностике есть возможность частично или полностью восстановить недостающие навыки и догнать сверстников в развитии. Стоит понимать, что это нарушение может приобретать разные формы, которые необходимо дифференцировать друг от друга, а также от других заболеваний.

Термин «задержка психического развития» — это общее название для ряда нарушений психики, без учета причины их развития, характера течения и возможности восстановления. Этот диагноз был заменен на две категории: «расстройства психологического (психического) развития» и «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, которые обычно начинаются в детском и подростковом возрасте». Именно они используются в Международной классификации болезней для обозначения любых форм и проявления психических расстройств у детей. Однако, первый термин также не теряет актуальность.

Симптомы, признаки, проявления ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, задержки речевого, психоречевого развития

Какие существуют симптомы, признаки, проявления ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗНПРР, задержки речевого, психоречевого развития? Клиника задержки развития хорошо просматривается. Если ребенок вовремя не держит голову, не поворачивается, не переворачивается, ребенок не сидит, не стоит, не ходит, то это повод для немедленного обращения к врачу. Часто в этом случае детский невролог, невропатолог, микроневролог, неонатолог назначают лекарства, лекарственные средства, препараты, таблетки, уколы, массаж, электрофорез, ванны, настои, настойки, отвары, микстуры, но эффект наблюдается, к сожалению, незначительный.

Возможные причины развития ЗПР

Выделяют две разновидности детей с задержкой психического развития. Первая из них — это пациенты без нарушения развития головного мозга, а их проблемы имеют социально-педагогических характер. В раннем детстве они не получают возможность здорового психического развития, если находятся в неблагополучной обстановке, в условиях дефицита внимания и общения. Такие дети часто труднообучаемы, плохо приспособленные к социуму и работе в коллективе. Однако, при ранней диагностике и коррекции обстановки в семье они имеют шансы восстановление и дальнейшее психическое развитие наравне со сверстниками.

Второй тип ЗПР — это пациенты с органическими расстройствами работы головного мозга. Это могут быть врожденные либо приобретенные патологии, при которых нарушаются функции отдельных отделов мозга либо взаимосвязь между ними. Такие пациенты могут жить в том числе в благополучных семьях и получать все возможности для полноценного развития. Работа с ними позволит укрепить недостающие нейронные связи и достичь хорошего прогресса, но некоторые особенности могут сохранятся и во взрослом возрасте.

Не существует единственной точной причины, по которой возникает задержка психического развития. При выявлении нарушений стоит учитывать, как проходил период беременности матери. В том числе ЗПР может становиться следствием следующих факторов:

  • инфекционные заболевания матери, особенно грипп, краснуха паротит;
  • хронические болезни матери, нарушения работы сердечно-сосудистой и эндокринной систем;
  • токсикозы, особенно на поздних сроках беременности;
  • вредные привычки и различные отравления, в том числе лекарственными препаратами, химикатами, солями тяжелых металлов;
  • несовместимость резус-фактора матери и плода.

Нарушения могут возникать не только в период беременности. Так, родовые травмы — одна из частых причин задержки психического развития у детей раннего возраста. Асфиксия (недостаточное поступление кислорода, удушение) во время родов снижает степень питания головного мозга и может спровоцировать ЗПР у здорового ребенка. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют периодически проходить обследование у педиатра, чтобы вовремя диагностировать нарушения. Они могут начинать развиваться не в младенческом, а уже в дошкольном возрасте по причине неправильной социализации ребенка, педагогической запущенности и недостаточного развития эмоциональной сферы.

Ребенок не говорит? Ребенок мало говорит — нужно лечение!

Если Ваш ребенок не говорит, говорит мало слов, или речевое развитие отстает от детей-сверстников, речь невнятная, если психическое поведение ребенка отличается от поведения других детей, если есть проблемы обучения, у ребенка плохая память (снижение памяти), плохая речь (плохо или мало говорит, не говорит), снижение интеллекта, плохая усвояемость учебного материала, истерики (истерические проявления), ребенок плохо запоминает, неусидчивый, агрессивный, плаксивый, гиперактивный, то обращайтесь в Сарклиник. Сарклиник проведет необходимое комплексное лечение детей (мальчиков и девочек), младенцев, грудничков, малышей, дошкольников, школьников, подростков с помощью эффективных аппаратных и неаппаратных методов.

Клинические признаки

Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией. У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием. Основные трудности связаны с социальной адаптацией ребенка и его способностями к обучению. В отдельных случаях ЗПР может иметь собственные особенности проявления, но выделяют характерный комплекс клинических признаков, которые должны стать поводом для более детального обследования:

  1. Недостаточность эмоционально-волевой сферы — первый симптом. Детям сложно выполнять необходимые задачи, в том числе бытовые, если они не приносят положительных эмоций и не вызывают интерес. Это может становиться причиной проблем с самообслуживанием.
  2. Нарушение внимание — типичное проявление ЗПР. У детей наблюдаются сложности с концентрацией даже на короткий период времени, неспособность к выполнению одновременно нескольких задач. Часто этот симптом развивается в комплексе с повышенной двигательной активности и эмоциональным перевозбуждением. Такой комплекс выделяется в отдельный диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
  3. Нарушение восприятия — еще один признак ЗПР. Ребенок может идентифицировать знакомые предметы, но ему бывает сложно их узнавать в неизвестной обстановке. Также могут проявляться сложности с ориентацией в пространстве. Полноценная работа с пациентом может частично улучшить ситуацию или даже полностью избавить от подобных нарушений.
  4. Дефицит памяти имеет характерную особенность — дети хуже воспринимают и запоминают вербальный материал. Если дать им возможность усваивать новую информацию через зрительные образы либо текст, разница между прогрессом у детей с ЗПР и без этого диагноза будет отсутствовать либо окажется несущественной.
  5. Проблемы речи проявляются по-разному. Легкая степень ЗПР характеризуется незначительной задержкой речи с сохранением ее качества. Однако, в тяжелых формах наблюдается значительное отставание от сверстников, нарушение лексической и грамматической составляющей.
  6. Нарушение мышления касается всех форм этого процесса. У детей проявляются сложности с логикой, анализом, сравнением и обобщением фактов. Это можно диагностировать при выполнении различных логических задач.

Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.

Психологические особенности

У ребёнка с ЗПР есть такие особенности психического развития, которые отличаются от симптомов других похожих патологий. Это необходимо знать для дифференциации диагноза.

Отличия от умственной отсталости:

  • частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
  • высокий потенциал возможности дальнейшего развития;
  • страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);
  • скачкообразность динамики мыслительной деятельности;
  • способность сотрудничать со взрослыми;
  • присутствие эмоций в игровой деятельности;
  • яркое проявление эмоции;
  • часто есть способности к рисованию.

Отличия от педагогической запущенности:

  • недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная;
  • поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;
  • редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером;
  • умеют взаимодействовать со взрослыми.

От правильной постановки диагноза будет зависеть успешность лечения и коррекции.

Виды и классификация

Все варианты задержки психического развития принято делить на 4 категории. Они обусловлены разными причинами и характеризуются собственными особенностями течения. Этот фактор важен при постановке диагноза, поскольку позволяет провести своевременную и грамотную работы по адаптации и социализации ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с работой в коллективе, достижением целей и личностным ростом.

ЗПР конституционального происхождения

Первый тип ЗПР еще называют психическим инфантилизмом. Он проявляется нарушением эмоционально-волевой составляющей и задержкой ее формирования. Это не болезнь, а комплекс поведенческих особенностей, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на развитие ребенка, его способности к обучению и работу в коллективе. У таких детей проявляются характерные признаки, которые могут указывать на ЗПР даже в раннем возрасте:

  • несамостоятельность, ощущение беспомощности в отсутствии родителей или других знакомых взрослых людей;
  • сложности с адаптацией в новых условиях;
  • частые перепады настроения, нестабильный эмоциональный фон;
  • слишком бурные проявления эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Дети с ЗПР конституционального происхождения визуально не отличаются от сверстников. У них отсутствуют проблемы с речью, они выглядят активными и положительными. Однако, по уровню эмоционального развития они менее зрелые, с возрастом эти развития могут сглаживаться.

ЗПР соматогенного происхождения

К этой категории относятся дети, которые отличаются слабым здоровьем с раннего возраста. У них могут диагностироваться частые простудные заболевания, аллергические проявления, нарушения работы сердца и сосудов. У них может быть индивидуальный режим работы, отдыха и физической активности, ограничения для занятий спортом и другие особенности, из-за которых они не могут полноценно находиться в детских коллективах, социализироваться и развиваться. К частым проблемам, с которыми необходимо работать у детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения, относятся:

  • недостаточность внимания и отсутствие концентрации;
  • быстрая утомляемость как от физической, так и от умственной активности;
  • низкая активность и желание познавать окружающий мир.

К этой категории относятся дети, которые находятся под постоянной опекой родителей и старших родственников. Это может происходить в том числе из-за их слабого здоровья, склонности к частым простудам и сниженного иммунитета. У таких детей отсутствует мотивация к самостоятельному изучению новых вещей, снижается концентрация внимания, появляется излишняя тревожность. Кроме того, у них нет возможности принятия решений, что становится причиной снижения мотивации. Такая ситуация характерна для благополучных семей, где есть все условия для лечения и воспитания ребенка. Однако, гиперопека часто препятствует нормальному развитию личности, поэтому с этим фактором также необходимо работать.

ЗПР психогенного происхождения

Следующая категория задержки психического развития характерна для неблагополучных семей. Насилие, нездоровый эмоциональный фон, конфликты, в том числе между взрослыми, становятся причиной нарушения формирования личности ребенка. У таких детей наблюдается излишняя застенчивость, страх перед выражением эмоций, эмоциональная нестабильность и частые смены настроения. На конфликты в семье указывает страх перед незнакомой обстановкой, который со временем может снижаться либо трансформироваться в другие эмоции, в том числе в агрессию.

Гипоопека — одно из наиболее распространенных проявлений педагогической запущенности. Ребенок, который растет без возможности наблюдать нормальные отношения в семье, не обучается в детских учреждениях, не может взаимодействовать в коллективе. В дальнейшем это приводит к сложностях с коммуникацией, дефициту мотивации и другим проблемам, которые становятся на пути к личностному росту, профессиональному развитию, отношениям со сверстниками.

ЗПР церебрально-органического происхождения

В отличие от предыдущих разновидностей задержки психического развития, этот тип связан с органическими повреждениями центральной нервной системы. Нарушение функции головного мозга минимально, поэтому у ребенка остаются все шансы на полноценную социализацию и адаптацию в обществе. Диагноз может возникать вследствие осложненных родов, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний. Проявления этого состояния индивидуальны, в зависимости от характера повреждений и локализации патологического очага. Поскольку в раннем возрасте возможности к регенерации очень высоки, нервные ткани постепенно восстанавливаются и обеспечивают развитие ребенка во всех сферах. Однако, для этого необходимо выполнить длительную и трудоемкую работу, в том числе с профильными специалистами.

Другие классификации

Существуют и другие классификации синдрома задержки психического развития. Первая из них была разработана в СССР и применялась для диагностики в детских общеобразовательных учреждениях. Она выделяет всего два типа нарушений:

  • неосложненный инфантилизм психофизического и психического характера;
  • вторичная ЗПР, которая проявляется вследствие церебрастении (снижении мозговой функции) любого происхождения.

Также выделяют классификацию, разработанную В.В. Ковалевым. Она различает 4 основных типа ЗПР, которые развиваются под влиянием биологических факторов:

  • дизортогенетический — характерен при инфантилизме у детей;
  • энцефалопатический — следствие минимальных повреждений нервной системы;
  • вторичная ЗПР при заболеваниях систем-анализаторов, в том числе при значительном снижении слуха и зрения;
  • ЗПР, которая возникает при ранней депривации в социуме (например, при необходимости длительной госпитализации и отсутствии социальной адаптации).

Наиболее принятая классификация ЗПР сегодня — это 4 типа нарушений, в зависимости от этиологического фактора. Именно она выделяет задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Она считается наиболее емкой и включает все случаи ЗПР. Однако, в некоторых случаях сложно точно определить категорию, к которой относится болезнь, поэтому также можно выделить смешанные разновидности.

Патогенез ЗРР, ЗПМР, ЗНПРР, ЗПР, ЗПРР, почему и как возникает задержка развития

Часто патогенез ЗРР, ЗПМР, задержки речевого, психоречевого, психо-речевого развития связан с кислородным голоданием клеток головного мозга во время внутриутробного развития. В результате внутриутробной гипоксии поражаются нейроны головного мозга, и выпадает функция тех участков цнс (центральная нервная система), за которые они отвечали функционально. При проведении вакцинации (прививок) могут запускаться аутоиммунные реакции, которые сопровождаются гибелью, разрушением нервных клеток. Кстати, запуск аутоиммунных реакций может сопровождаться развитием тяжелой патологии, даже развитием ДЦП (детский церебральный паралич). Поэтому при любых неврологических изменениях у ребенка, перинатальной энцефалопатии, возможно, следует временно воздержаться от проведения вакцинаций до полной нормализации неврологического статуса ребенка. Неврологический статус ребенка включается в себя жалобы, анамнез, общий вид, позы, движения, поведение, изучение черепных нервов, чувствительности, двигательной функции, рефлексов, менингеальных синдромов, дополнительных данных обследования, речевой словарный запас.

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов. Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза. Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.

Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом. Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений. При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.

В Клиническом Институте Мозга есть все необходимые условия для диагностики и коррекции задержки психического развития. Однако, врачи акцентируют, что полноценная работа с пациентом также включает домашнюю работу и обеспечение нормального эмоционального климата в семье. При подготовке к рождению и воспитанию детей есть возможность посетить психолога и получить емкие рекомендации, как избежать проблем и создать максимально комфортные условия для развития ребенка не только физически, но и эмоционально.

Диагностика

Наличие ЗПР у ребёнка может подтвердить только специальная диагностика. Разобраться в характере и глубине имеющихся нарушений могут профильные специалисты при комплексном обследовании:

  • врач-психотерапевт;
  • дефектолог;
  • психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Все они входят в специальную медико-педагогическую комиссию, на которой подтверждается или опровергается диагноз, выносится окончательное решение, даются рекомендации о дальнейшем развитии ребёнка. Помимо психологических особенностей, они внимательно изучают в динамике (данные предоставляются за последние 2-3 года):

  • успеваемость в школе;
  • характер ошибок по математике и русскому языку;
  • особенности почерка;
  • состояние моторики;
  • темп деятельности и многие другие аспекты.

На комиссию также предоставляются результаты полного медицинского обследования и история болезней.

На основании полученных данных делается вывод, имеется ли у ребёнка задержка психического развития. Но, как уже было сказано ранее, медицинский диагноз ЗПР, начиная с 1997 года, не ставится. В заключении используется терминология из следующей части МКБ-10:

Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме

У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.

Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.

Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.

Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.

Как лечить детей с ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР в Саратове, в России

С начала работы в Сарклиник прошли комплексное лечение 4726 детей с ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР. Сарклиник знает, как лечить задержку речевого развития у ребенка, как лечить задержку психоречевого развития у детей, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, как вылечить ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗНПРР, как избавиться от задержки развития у мальчиков и девочек. Методы лечения хорошо зарекомендовали себя на протяжении многих лет. Лечится легкая, средняя, грубая задержка психоречевого развития. Сарклиник работает с тяжелыми диагнозами, когда надежды на выздоровление у родителей становится все меньше и меньше. К сожалению, в таких случаях, как правило, требуются многократные курсы комплексного лечения, в результате которых улучшаются память, мышление, речь, двигательная сфера. Также даются рекомендации родителям по дальнейшей реабилитации детей. Проходят лечение дети 3 мес, 4 м, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, в возрасте 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 – 16 лет. На медицинском сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно онлайн доктору, прочитать отзывы пациентов.

Комплексная реабилитация! Ребенок отстает в развитии? Обращайтесь в Сарклиник!

Запись на консультацию. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: (©) Mb2006 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Ребенок пачкает трусы калом, что делать, если мажет в трусы, грязные трусики у ребенка

Ранний детский аутизм, лечение детей, признаки, симптомы, причины и развитие

Лечение зпр, зпрр у детей в России, Саратове

Недержание кала: лечение в Саратове, как вылечить недержание кала у детей в России

Почему ребенок плохо учится в школе, я очень плохо учусь что делать

Комментарии ()

Выводы

Небольшое отставание в освоении отдельных навыков не может считаться задержкой или нарушением развития малыша. Совсем другое дело, если вы замечаете, что малыш постоянно сталкивается со сложностями в одной или нескольких сферах своего развития.

У таких явлений может быть много различных причин, которые чаще всего кроются в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому внимательное отношение к здоровью ребенка и регулярное посещение педиатра так важны для гармоничного развития детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]