Головная боль у детей — повод для беспокойства или детский каприз?

Дети не намного реже взрослых могут страдать от головных болей и приступов головокружения. В одних случаях они возникают на фоне относительно безобидных причин, например, при умственном переутомлении, но в других могут выступать симптомов опасных заболеваний, корень которых лежит в поражении сосудов, нервов, дисков и позвонков шейного отдела позвоночника. Образ жизни большинства современных детей создает веские предпосылки для развития различных патологий, в результате чего наблюдается резкое увеличение случаев их диагностирования у детей всех возрастов, включая дошкольников. Это создает серьезную угрозу для здоровья и существенно влияет на качество обучения. Поэтому важно вовремя диагностировать имеющиеся нарушения и принять меры для их устранения.

Особенности шейного отдела позвоночника

Шейный отдел позвоночника образован 7 позвонками, верхний из которых примыкает к костям черепа и называется атлантом. Это единственный позвонок, не имеющий хрящевой прослойки (межпозвоночного диска) со следующим – аксисом. Также от всех остальных его отличает необычная форма.

В целом шейный отдел позвоночника устроен сложнее, чем грудной или поясничный, и при этом значительно уязвимее. Его позвонки являются самыми маленькими, а особенности их строения обеспечивают высокую подвижность шеи.

Именно благодаря этому человек может изменять положение головы во многих направлениях с достаточно большой амплитудой. Но особенности строения шейного отдела обеспечивают и довольно высокий риск развития изменений в нем, которые могут возникать и у детей, провоцируя головные боли и приступы головокружения. Это:

  • Слабость мышц шеи, в результате чего позвоночник не получает должной поддержки, а повышенные нагрузки, например, длительное сидение со склоненной головой или продолжительное сохранение другой вынужденной позы, приводит к быстрому износу межпозвонковых дисков и развитию остеохондроза.
  • Прохождение сквозь естественные отверстия в позвонках шейного отдела крупных кровеносных сосудов, называемых позвоночными артериями. Они ответственны за кровоснабжение головного мозга. Поэтому при возникновении заболеваний шейного отдела позвоночника или наличии врожденных аномалий развития они могут перегибаться, ущемляться, что приводит к уменьшению количества поступающей в головной мозг крови.
  • Высокий риск травматизации нервных корешков, отходящих от спинного мозга попарно на уровне каждого позвонка, при возникновении даже незначительных деформаций, в том числе снижении высоты межпозвоночных дисков.

Недетские нагрузки

Голова может болеть и у совсем маленьких детей. Другое дело, что выявить такой симптом у них сложнее, ведь малышам труднее описать, что именно они чувствуют. В то же время лишь немногие виды головной боли проявляют себя при инструментальных методах исследования, поэтому обычно неврологи основываются в постановке диагноза на жалобах пациента. Например, если в описании фигурируют интенсивная головная боль, чувствительность к свету и звукам, тошнота, то с вероятностью около 90% можно утверждать, что это мигрень. Но дети 3–4 лет просто не в состоянии выразить словами такие сложные ощущения.

К тому же к 6–7 годам у детей помимо хорошо сформированной речи возникают ещё и кардинальные изменения в жизни, связанные с началом учёбы в школе. Меняются привычное расписание и окружение, растёт умственная нагрузка – такой стресс часто вызывает головную боль.


Кружки здоровья. Как понять, какие нагрузки для ребёнка непосильны? Подробнее

Причины головных болей и головокружения у детей

Таким образом, в основе механизма развития головной боли и головокружения чаще всего лежит:

  • нарушение кровообращение в позвоночных артериях – синдром позвоночной артерии;
  • патологические изменения в позвонках шейного отдела – остеохондроз, спондилолистез, врожденные аномалии позвоночного канала;
  • нарушения осанки.

Нередко у детей даже младшего возраста причиной появления головных болей и головокружения становится вегетососудистая дистония (ВСД), т. е. наблюдается дисфункция вегетативной нервной системы. Наиболее часто она развивается, если у близких родственников ребенка также есть такие нарушения, но ВСД может и приобретаться в течение жизни, причем в любом возрасте.

Во всех случаях причиной частого появления головных болей и головокружения у детей служит либо нарушение кровотока и возникающая на фоне этого гипоксия головного мозга, либо раздражение нервов, отходящих от спинного мозга теми или другими анатомическими структурами.

Тем не менее все заболевания шеи отличаются затяжным течением и развитием стойких функциональных нарушений, которые при отсутствии лечения могут не только отрицательно сказаться на самочувствии ребенка и его способности к обучению, но и даже привести к его инвалидизации. Поэтому при частом появлении головных болей или головокружения у ребенка любого возраста необходимо сразу же обращаться к неврологу. Комплексное обследование и назначение соответствующего ситуации лечения поможет решить проблему и избежать развития осложнений.

Синдром позвоночной артерии у детей

Синдром позвоночной артерии является следствием нарушения кровообращения в одном из двух этих крупных сосудов. Для него характерна длительная головная боль, которая зарождается в области затылка и распространяется на виски и лоб. Иногда спазмы одной или обеих сразу позвоночных артерий достигают такой силы, что ребенок может терять сознание.

Причины развития заболевания довольно многообразны. Они могут заключаться в природной узости и извитости позвоночных артерий, травматическим повреждением, остеохондрозе шейного отдела позвоночника и спондилолистезе. При приобретенном в течение жизни синдроме позвоночной артерии они могут ущемляться в результате сжатия их отечными тканями и спазмированными мышцами, что не является редкостью для развивающего при остеохондрозе воспалительного процесса. Также причина уменьшения просвета сосудов может крыться в раздражении регулирующих их работу нервов.

На фоне нарушения кровообращения в так называемом вертебробазилярном бассейне, являющемся частью кровеносной системы головы, задние отделы головного мозга, отвечающие за координацию движений, страдают от дефицита крови. В результате это приводит не только к появлению приступов головокружения и головных болей у детей, но и к:

  • шуму в ушах;
  • нарушениям зрения, мутности или двоению в глазах;
  • скачкам артериального давления;
  • тошноте;
  • повышению утомляемости;
  • раздражительности, возникновению необоснованных страхов;
  • чувству онемения или покалывания в руках.

Отличительной чертой синдрома позвоночной артерии является резкое возникновение симптомов или их усиление при осуществлении движений головой.

Синдром позвоночной артерии может протекать в разных формах, разница между которыми заключается в том, какой из симптомов заболевания преобладает над остальными. Если ребенка больше беспокоят именно головные боли и головокружения, то у него, вероятнее всего, может наблюдаться вестибуло-атактический синдром или синдром Барре-Льеу.

Игнорировать патологию нельзя, так как кислородное голодание головного мозга может привести к необратимым последствиям. Кроме того, при сильном сжатии позвоночных артерий существует риск возникновения ишемических атак и инсульта. Дифференцировать столь опасное состояние можно по возникновению:

  • двигательных и чувствительных расстройств;
  • нарушений речи и трудностей при глотании;
  • частичной или полной внезапной потери зрения;
  • тошноты, рвоты;
  • сильного головокружения;
  • нарушений координации движений.

В таких ситуациях нужно немедленно вызывать скорую помощь для ребенка.

Остеохондроз у детей

Сегодня остеохондроз шейного отдела все чаще диагностируется у подростков. Этому способствует малоподвижный образ жизни и пристрастие к гаджетам. Для заболевания типично уменьшение высоты и изнашивание межпозвоночных дисков шейного отдела, что приводит к сближению тел позвонков и компрессии спинномозговых корешков. Это сопровождается болями в шее и голове, а также может провоцировать головокружение. Причем интенсивность и локализация болей напрямую зависит от того, нервный корешок на уровне какого позвонка подвергается защемлению:

  • первая пара, располагающаяся сразу под основанием черепа над 1-м шейным позвонком С1, — провоцируют боли в затылочной области;
  • С1—С2 – боли в затылочно-теменной области, нарушения сна;
  • С2—С3 – боли в шее, возможно нарушение речи из-за онемения языка;
  • С3—С4 – болевые ощущения в области ключицы, надплечья, спазмы мышц головы и шеи, что приводит к разлитой головной боли;
  • С5—С7 – боли в шее, лопатках и руках.

Боли могут локализоваться только с одной стороны, что обусловлено защемлением только одного из пары спинномозговых корешков.

Экспертное Мнение Врача

Также, нельзя не учитывать психосоматических проблем, которые могут приводить к появлению у детей головных болей. Конфликт в семье, дискомфортная ситуация в детском коллективе, в школе или детском садике, страхи и переживания ребёнка играют очень важное значение. И тут не обойтись без помощи детского психолога.

Личное: Гончаренко Ирина Михайловна

Невролог, остеопат, мануальный терапевт

Стаж: 16 лет

Как проходит лечение

Кроме того, ущемление нервных корешков может провоцировать развитие других заболеваний, которые на первый взгляд не имеют отношения к позвоночнику. В действительности компрессия нервов может вызывать нарушение работы иннервируемых ими органов. Поэтому в таких случаях у детей могут диагностироваться:

  • заболевания внутреннего уха и нарушения слуха;
  • неврит лицевого нерва;
  • гипертрофия небных миндалин (аденоиды);
  • частые тонзиллиты, ларингиты;
  • заболевания щитовидной железы.

Эти болезни обычно диагностируются без труда, в результате чего назначается лечение. Но оно не всегда обладает достаточной эффективностью и зачастую позволяет лишь на время добиться ремиссии, так как основная причина – патология шейного отдела позвоночника – сохраняется. В подобных ситуациях через несколько лет ребенок, который уже к тому времени станет взрослым, столкнется с протрузией или полноценной грыжей межпозвонкового диска.

Прогрессирующие изменения в межпозвоночных дисках могут становиться причиной развития синдрома позвоночной артерии и ВСД. Таким образом, многие заболевания шейного отдела связаны между собой.

Часто дети сами не могут объяснить, что у них есть головокружение. Они просто не знают, как это должно быть. Дети могут говорить, что у них болит голова, описывать тошноту, стараться принять горизонтальное положение. И тогда только детский невролог может выявить наличие головокружений при проведении специфических проб вовремя осмотра малыша на приёме.

Спондилолистез

Спондилолистезом называют смещение позвонков относительно друг друга в передне-заднем направлении. В результате этого страдают межпозвоночные диски и могут защемляться спинномозговые корешки. Следствием снова становится головная боль, а также нарушения, типичные для поражения конкретного корешка.

У детей заболевание может быть следствием получения ударов в область шеи или родовых травм. Нередко это осложняется слабостью мышц шеи, что со временем приводит к прогрессированию патологии и ухудшению состояния.

Сколиоз

На сколиоз приходится около 30% всех заболеваний позвоночника у детей. Под этим термином подразумевают искривление позвоночного столба в боковой плоскости. Патология наиболее типична для школьников, но может быть и врожденной или развиваться в дошкольном возрасте.

Хотя чаще всего деформация изначально формируется в поясничном отделе позвоночника, со временем она может приводить к искривлению всего позвоночника, в том числе и в области шеи. Это происходит в виду включения компенсаторных механизмов. Так как организм пытается исправить неправильное положение позвоночника и сохранить способность к поддержанию равновесия, верхние отделы искривляются в противоположную сторону, что и приводит к появлению головных болей.

Основными причинами возникновения сколиоза считаются:

  • неправильная осанка при письме или работе за компьютером;
  • неравномерное распределение нагрузки на спину при ношении рюкзака;
  • занятия тяжелыми видами спорта, начатые необоснованно рано;
  • малоподвижный образ жизни;
  • травмы позвоночника;
  • несбалансированное питание;
  • наличие лишнего веса.

Чаще всего сколиоз возникает в периоды активного роста ребенка, т. е. в 4—6 лет и 10—14 лет. Поэтому в это время нужно быть особенно внимательными к позвоночнику и следить за осанкой.

Родители самостоятельно могут заметить искривление хребта. У детей младшего возраста осмотр проводят в положении лежа на животе, а у школьников – стоя при наклоне вперед на прямых ногах. При сколиозе будут заметны отличия в положении лопаток и плеч, перекос таза, несимметричное расположение ягодичных складок, треугольников талии. Дети с такой патологией позвоночника склонны сутулиться, ходить с опущенной головой. Тем не менее на начальных стадиях развития патологии без проведения инструментальных методов диагностики заметить отклонения бывает крайне сложно, а неподготовленному человеку и вовсе невозможно.

Вегетососудистая дистония

Вегетососудистая дистония не является самостоятельным заболеванием, а выступает следствием уже имеющихся патологических изменений, которые могут быть обусловлены действием самых разных факторов. От ВСД могут страдать даже дети раннего возраста в силу особенностей конституции. Тем не менее чаще патология диагностируется уже после 10 лет, так как в это время начинает происходить гормональная перестройка организма. В таких ситуациях вегетативная нервная система может «не успевать» расти вместе с ребенком, следствием чего станет вегетососудистая дистония и появление:

  • головных болей;
  • раздражительности;
  • ухудшения памяти, концентрации внимания;
  • слабости.

Кроме колебаний гормонального фона, причиной развития ВСД у детей могут стать:

  • чрезмерная физическая активность, истощающая организм;
  • курение, употребление наркотических веществ;
  • перенесение острых инфекционных заболеваний;
  • неврологические нарушения;
  • патологии щитовидной железы, сахарный диабет и другие эндокринные расстройства;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • сильное психоэмоциональное истощение, стресс, депрессия.

Большое значение при расчете вероятности развития вегетососудистой дистонии отводиться наследственности.

Приступы обычно возникают внезапно после физической нагрузки или перенесения стресса. Они длятся в среднем около 20—30 минут и могут сопровождаться:

  • головными болями разной силы вплоть до мигреней;
  • головокружением;
  • потливостью;
  • тахикардией;
  • слабостью;
  • шумом в ушах;
  • потемнением в глазах с вероятностью потерять сознание;
  • тревожным состоянием, страхом.

ВСД может протекать по-разному, на основании чего выделяют 4 типа: гипотонический, гипертонический, кардиологический, смешанный.

Болезнь или симптом?

Международная классификация головной боли сегодня включает в себя около 300 видов. Их можно разделить на две большие группы: первичная и вторичная головная боль.

Вторичная головная боль – это не самостоятельное заболевание, а лишь симптом, который может сопровождать другие патологии. Например, гайморит (из-за скопления гноя часто болит в районе лба). Причины вторичной головной боли могут быть серьёзными, среди них – инфекции, травмы, даже опухоли. Но, как правило, в этих случаях имеются и другие симптомы – повышенная температура, нарушения слуха, координации, зрения, заторможенность. Чтобы унять такую боль, нужно лечить основное заболевание у профильного врача.

Но вторичная головная боль – редкая вещь, в 9 из 10 случаев пациенты приходят к врачам с первичной голов­ной болью (ПГБ). А это уже самостоятельные неврологические заболевания, которые возникают из-за неправильной работы головного мозга.

Когда нужно немедленно записываться на консультацию к врачу

Как можно скорее попасть на прием к неврологу необходимо, если у ребенка наблюдаются:

  • часто повторяющие приступы головной боли и/или головокружения;
  • головокружения длительностью более 20 минут или потеря сознания;
  • ухудшение зрения;
  • непроизвольные быстрые движения глаз во время приступа;
  • звон в ушах.

Консультация специалиста обязательно, если родители или другие близкие родственники страдают от мигреней, ВСД или синдрома позвоночной артерии.

Но в силу возраста ребенок не всегда может пожаловаться на самочувствие или описать характер тревожащих его симптомов. Сложнее всего понять, что тревожит малыша до 3 лет. В таких ситуациях записаться к врачу следует при:

  • возникновении изменений в поведении, повышенной утомляемости, потере интереса к подвижным играм;
  • частом беспокойстве, плаче;
  • сонливости, нежелании ребенка просыпаться.

Заподозрить наличие головокружения можно по тому, что ребенок начинает чаще падать. Хотя для детей раннего возраста падения не являются редкостью, тем не менее если малыш внезапно падает на ровном месте, непроизвольно пытается удержаться за стену или подходящий предмет следует попросить его постараться пройти по ровной линии. Если ребенку это удается с трудом или вовсе не удается, консультация невролога обязательна.

При головной боли дети раннего возраста могут хвататься за голову и кричать или плакать. При длительных приступах это может сопровождаться тошнотой, рвотой, слабостью и бледностью кожи.

«Мы ждём перемен!»

Но на первом месте среди триггеров любого вида первичной головной боли у детей – эмоциональный стресс: высокая нагрузка, конфликты дома или в школе, тревога, беспокойство. Для мигрени также важны нарушения сна: как недосып, так и долгий сон в выходные; а ещё – длительное голодание, низкая физическая активность и недостаток воды.

Часто бывает так: летом головная боль у ребёнка уходит, а в сентябре возвращается. Поэтому первое, что нев­рологи назначают детям, – это не медикаменты, а изменение образа жизни. Родители должны позаботиться о том, чтобы дети регулярно питались, вовремя ложились спать, достаточно отдыхали, не пере­гружались, не нервничали. Нужно помочь ребёнку избежать стресса в школе и дома или хотя бы выявить его причину, возможно, обратиться к психологу. Если образ жизни не изменить, то мигрень учащается и становится хронической.

Важно
В прошлом популярным у нев­рологов диагнозом была «вегетососудистая дистония». Это был некий собирательный образ, куда отправляли головную боль, депрессию, паническое расстройство, различные варианты головокружений. В современной редакции Международной классификации болезней этот диагноз отсутствует, и, если врач поставил ребёнку ВСД, лучше поискать другого невролога.

Первая помощь при приступе

Самостоятельно давать ребенку любые препараты без назначения врача запрещено. Если родители заметили признаки головной боли или головокружения, следует успокоить ребенка и оставаться с ним рядом. Для облегчения состояния стоит:

  • обеспечить постельный режим и устранить все раздражители: яркий свет, телевизор, гаджеты, громкую музыку;
  • дать выпить воды, если наблюдается тошнота, снизить ее интенсивность поможет холодная вода;
  • обеспечить доступ свежего воздуха в помещение;

Если приступы головокружения тревожат ребенка по ночам, ему следует оставлять включенным ночник. Когда он проснется от чувства недомогания, фиксация взгляда на нем поможет предотвратить ухудшение состояния.

При повторении приступа необходимо обязательно записаться к врачу для проведения обследования и назначения лечения.

Малыш не умеет говорить: как понять, что у него болит голова?

Пожалуй, это нелегко. Особенно в первые месяцы жизни ребенка и пока ему не исполнится годик. Однако если вы немного «прислушаетесь» к своему крохе, он сам вам «расскажет» о том, что его беспокоит.

Вас должны насторожить:

  • частые срыгивания или рвоты, не связанные с приемом пищи (обычно в утренние часы)
  • беспричинное беспокойство или вскрикивание
  • появление у крохи крика на одной ноте, длящегося на протяжении нескольких часов
  • дрожание ручек и ножек у малыша (тремор)
  • повышенная болевая чувствительность (иногда даже только дотрагивание до кожи вызывает болезненный крик у крохи)
  • наличие глазных признаков: косоглазие, симптом Греффе (при опускании глаза вниз, между радужкой глаза и верхним веком остается белая полоска)
  • выбухание и пульсация большого родничка (в норме он находится вровень с костями черепа или несколько западает) — наблюдается при повышенном внутричерепном давлении
  • увеличение в размере окружности головы (наиболее часто при гидроцефалии), поэтому всегда её нужно измерять и следить, чтобы она соответствовала возрастным нормам
  • плохой сон: кроха часто просыпается или не может уснуть.

Даже если ребенок уже умеет говорить, он не всегда может сообщить точную информацию о своем самочувствии. Как правило, это возраст до 4-5 лет. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш ведет себя. Если его беспокоит головная боль, он часто прикладывает руки к голове, глазам или бровям, взъерошивает волосы.

Диагностика причин головной боли и головокружений

Для диагностики причин возникновения головных болей и приступов головокружений у детей невролог проводит осмотр пациента, а также тщательно опрашивает самого больного, а при необходимости и его родителей. Во время осмотра врач выполняет ряд неврологических тестов, результаты которых помогут оценить степень неврологического дефицита. Этих данных может быть недостаточно для того, чтобы точно установить диагноз. Поэтому всем пациентам назначается обследование, способное включать:

  • рентген или КТ позвоночника;
  • МРТ позвоночника;
  • УЗИ сосудов шеи с допплерографией;
  • ОАК;
  • биохимический анализ крови.

Наиболее сложной в техническом выполнении и дорогостоящей процедурой является МРТ, так как в течение 20 минут требуется лежать в замкнутой камере аппарата абсолютно неподвижно. Поэтому маленьким пациентам исследование обычно проводиться в состоянии медикаментозного сна.

На основании полученных результатов обследования невролог уже может точно понять, что послужило поводом для появления головных болей и головокружения у ребенка и назначить наиболее подходящую в конкретной ситуации терапию.

Лечение головной боли и головокружения у детей

Для каждого ребенка тактика лечения подбирается строго индивидуально, но оно всегда носит комплексный характер. При этом врач принимает во внимание не только характер обнаруженных патологических изменений, но и возраст ребенка, имеющиеся сопутствующие заболевания и другие факторы. Поэтому даже при одном диагнозе двум разным детям может быть показано разное лечение.

Итак, основными компонентами терапии обычно выступают:

  • медикаментозное лечение;
  • мануальная терапия;
  • ЛФК;
  • физиотерапия.

Также невролог может порекомендовать пересмотреть режим труда и отдыха ребенка, принять меры для повышения физической активности, увеличить количество и продолжительность прогулок на свежем воздухе, нормализовать питание, приобрести ортопедический матрас и подушку и т. д.

Маленьких детей можно купать только в воде, температура которой не выше 37°С. Более горячая вода может спровоцировать расширение сосудов, что может вызвать новый приступ головокружения.

Медикаментозное лечение

Целью медикаментозного лечения является улучшение самочувствия ребенка, купирование воспалительного процесса, нормализация кровообращения и улучшение качества передачи нервных импульсов. Поэтому оно при любом диагнозе включает:

  • НПВС;
  • витамины;
  • препараты, улучшающие кровоток.

Дополнительно лечение может дополняться другими препаратами, которые будут способствовать устранению имеющихся нарушений, например, миорелаксанты, кардиологические средства, хондропротекторы, антидепрессанты, адреноблокаторы и т. д.

Мануальная терапия

Мануальная терапия считается одним из самых эффективных и безопасных методов лечения патологий позвоночника у детей, но только при грамотном выполнении. Неумелые действия или неправильно подобранная сила воздействия способны нанести ощутимый вред ребенку и спровоцировать развитие осложнений. Поэтому при выборе специалиста следует быть очень внимательным и не доверять здоровье детей непрофессионалам с недостаточным опытом.

Мануальная терапия шейного отдела позвоночника требует особенно высокой квалификации врача и осторожности при проведении.

Суть метода заключается в целенаправленном воздействии на позвоночник руками с применением методов мобилизации, манипуляции, ритмичной мобилизации, постизометрической релаксации и т. д. Это позволяет:

  • вернуть позвонки в правильное положение;
  • устранить давление на нервы;
  • выровнять позвоночник;
  • снизить давление на позвоночные артерии.

Также во время сеанса мануальный терапевт прорабатывает и мягкие ткани, как в лечебном массаже. Это способствует улучшению кровообращения, активизации течения обменных процессов и устранению мышечных спазмов, что существенно улучшает общее самочувствие. Но все же главной целью мануальной терапии является прямая работа с позвоночником. При этом метод практически не имеет противопоказаний, отличается отсутствием побочных эффектов, чем не может похвастаться ни одно лекарственное средство, а также обеспечивает положительное воздействие на весь организм.

За счет грамотной проработки всего позвоночника и особенно проблемной зоны удается:

  • устранить причину появления головных болей, головокружения и других симптомов, а значит и их;
  • повысить общую работоспособность;
  • укрепить иммунитет и адаптационные возможности организма;
  • устранить риск развития заболеваний внутренних органов, иннервируемых зажатым нервом;
  • повысить подвижность шеи, устранить функциональные блоки;
  • улучшить осанку.

Мануальная терапия может проводиться даже грудничкам и детям с серьезными патологиями.

Для каждого пациента количество сеансов и виды ручного воздействия подбираются индивидуально. В среднем требуется около 10 процедур, хотя заметное улучшение самочувствия можно заметить уже после первой. Но важно не бросать лечение после получения первых результатов. Их обязательно нужно закрепить, в противном случае достигнутый эффект будет потерян.

ЛФК

Лечебная физкультура – один из самых простых, доступных и результативных методов лечения заболеваний позвоночника. Для каждого ребенка программа занятий, а также упражнения подбираются отдельно с учетом диагноза и общего уровня физического развития. Не стоит самостоятельно пытаться найти и начать выполнять какой-либо комплекс ЛФК, так как некоторые виды движений или неправильно подобранная нагрузка могут сослужить медвежью услугу.

Занятия ЛФК начинают проводиться вне острого периода заболевания. Изначально рекомендуется заниматься в специальных группах или индивидуально, но в любом случае под присмотром специалиста. Он поможет ребенку любого возраста освоить правильную методику выполнения каждого упражнения и подберет оптимальную нагрузку.

После того, как программа будет окончательно составлена, а ребенок будет безошибочно ее выполнять, разрешается продолжить занятия в домашних условиях. Но эффект от лечебной физкультуры будет только при ежедневных занятиях. При этом важно избегать спешки, совершения резких движений, перенапряжения. А при появлении болей или ухудшении состояния занятие нужно немедленно прекратить и обратиться к лечащему врачу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]